13-02-20 / 2020
Новости отрасли
Откуда деньги, или что стало причиной резкого роста прибыли ОАО "РЖД

Новой темой для обсуждения деятельности компании ОАО "РЖД" стало вчерашнее заявление генерального директора – председателя правления Олега Белозерова в ходе заседания Совета Федерации. Глава монополии, в частности, сообщил о том, что чистая прибыль Российских железных дорог по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) по итогам 2019-го составила 53 млрд руб.

В 2018 году чистая прибыль "РЖД" по РСБУ составила 18 млрд рублей, что почти в три раза меньше прибыли 2019 года. Кроме того, фактический результат в 2019 году практически вдвое превысил и прогнозы холдинга – планировалось получить 27 млрд рублей чистой прибыли. 11 декабря на заседании правления компании в своей презентации О.Белозеров сообщил о том, прогноз по прибыли на текущий год составляет 50 млрд рублей.

Объясняя вчера существенный рост показателей, сам О.Белозеров связал его "с постоянной работой по повышению эффективности и ростом производительности труда".

"Мы каждый год снижаем наши затраты и в прошлом году снизили их на 30 млрд рублей. По оценке Международного энергетического агентства, РЖД – лучшая в мире железнодорожная компания по энергоэффективности грузовых перевозок", – отметил Олег Белозеров.

Он обратил внимание на достижение показателей в пассажирском комплексе. А именно, было перевезено почти 1 млрд 200 млн человек, что является самым высоким результатом за последние 11 лет.

В грузовом сообщении почти 100 млн тонн угля было перевезено в направлении Дальнего Востока, что также является рекордом, сообщил глава монополии. "Самую высокую динамику показал контейнерный сегмент перевозок: прирост – почти 13%. Мы впервые преодолели важный психологический рубеж и перевезли более 5 млн контейнеров", сказал О.Белозеров.

Тем не менее, итоговая годовая отчетность ОАО "РЖД" пока не доступна для детального анализа: на момент заявления, равно как и на момент публикации она не была опубликована ни на сайте раскрытия корпоративной информации "Интерфакса", ни на собственном сайте "РЖД".

В связи с этим ряд экспертов пока очень осторожно высказывают свои предположения о том, что послужило причиной трехкратного роста. С оговоркой о том, что необходимо дождаться публикации официальных цифр и уже потом проводить более детальный анализ.

Так, аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Калачев обращает внимание на то, что последние доступные финансовые отчеты – по РСБУ за 9 месяцев и по МСФО за 6 месяцев прошлого года. "Из пресс-релиза РЖД по выступлению Белозерова в Совете Федерации не ясно, к чему относится озвученная итоговая чистая прибыль в размере 53 млрд рублей – к прибыли юридического лица ОАО "РЖД" по РСБУ или к прибыли всей группы РЖД по МСФО. Это большая разница: МСФО более информативна, поскольку консолидирует активы, расчеты и результаты", говорит он.

Цифра в 53 млрд вызывает у аналитика некоторое недоумение, поскольку в отчете по РСБУ за 9 месяцев 2019 года фигурировала чистая прибыль в размере 65 млрд рублей, а в отчете по МСФО за 6 месяцев – в размере 107 млрд рублей. Куда ушла разница, пока не ясно.

"Если только предполагать, на рост чистой прибыли могло повлиять снижение затрат. Белозеров в СФ заявил, что в прошлом году они были снижены на 30 млрд рублей. Кроме того, вырос пассажиропоток, выросли тарифы нам пригородные перевозки. Несмотря на стагнацию объемов погрузки, вырос грузооборот, в том числе за счет перенаправления части экспортных грузов, например угля, с Запада на Восток. Но и, наконец, вспомним, что в прошлом году РЖД продал некоторые активы. Были проданы 50% плюс две акции ПАО "Трансконтейнер" за 60,3 млрд рублей", комментирует А.Калачев.

Кстати, не только он один из экспертного сообщества указывает на роль в экономике ОАО "РЖД" продажи крупнейшего российского железнодорожного контейнерного оператора – ПАО "Трансконтейнера". Напомним, что продажа 50% плюс две акции "ТрансКонтейнера" состоялась в конце ноября. ГК "Дело" Сергея Шишкарева обошла структуры "Енисей Капитал" миллиардеров Александра Абрамова и Романа Абрамовича и ПГК Владимира Лисина, предложив почти вдвое выше стартовой цены – 60,3 млрд руб.

Соответственно, почти вся эта сумма ушла в прибыль.

Детальный анализ причин роста прибыли ОАО "РЖД" не берется пока что делать и директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. По его предположениям, рост прибыли в условиях снижения объемов перевозок может быть результатом развития системы оказания дополнительных услуг (прежде всего - транспортно-логистических), с другой стороны - результатом недоинвестирования средств в течение 2019 года.

В свою очередь, президент ООО "Институт развития транспортных систем" Александр Синев делится предположением лишь о факторах, сыгравших свою роль по итогам 9 месяцев 2019 года. А именно, во-первых, рост расходов значительно ниже роста доходов. Вклад в рост валовой прибыли составил 31 млрд. руб. Во-вторых, существенно выросли прочие доходы к 2018 году на 29 млрд рублей (по итогам 9 месяцев).

Один из главных вопросов, волнующий участников рынка в данной ситуации, возникающий парадокс – когда при росте прибыли становится все больше жалоб на работу "РЖД". Интересно, что вместе с этим вырос и Индекс качества услуг железнодорожного транспорта (исследование "РЖД-Партнер" по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом).

По итогам IV квартала 2019 года Индекс качества составил 65 баллов, увеличившись на 1 пункт по сравнению с предыдущим периодом 2019-го. По сравнению с IV кварталом 2018-го его значение увеличилось на 3 пункта.

Несмотря на рост Индекса качества "РЖД-Партнера, само качество перевозок на линейном уровне остается довольно-таки низким, высказывается председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его предварительной оценке, указанная прибыль сформирована больше за счет сокращения расходов. "Рост производительности говорит о том, что РЖД пошли по пути сокращения расходов. То есть либо эти расходы перенесены вправо в

периоде, либо они просто не осуществляют те расходы, которые необходимы. Поэтому мне кажется, это некий тревожный знак к тому, чтобы более детально посмотреть на итоги 2019 года в плане содержания инфраструктуры, правильности несения расходов компании, оценить те риски, которые мы получаем в 2020-2021 годах", отмечает П.Иванкин.

Как уже было сказано, в планах "РЖД" на 2020 год - чистая прибыль на уровне 50 млрд рублей. Но в случае, если ее увеличение идет за счет не грамотной оптимизации расходов, а лишь их обнуления или же "сдвижения вправо", этот механизм имеет весьма пагубный характер.

"С одной стороны, это очень удобно – высокая прибыль. А с другой стороны, это ведет к тому, что инфраструктура может давать очень серьезные отказы, которые приведут к серьезным сбоям в движении", подытоживает П.Иванкин.

К более детальному обсуждению темы "РЖД-Партнер" вернется после опубликования итоговой отчетности ОАО "РЖД" по РСБУ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.02.2020