23-03-22 / 2022
Новости отрасли
Открыто окно возможностей

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Мощностей железнодорожных пограничных переходов не хватает и на востоке, и на юге. Если выстраивать логистику по коридору Север – Юг, а это сейчас делается, то нужно понимать, что пункты пропуска будут играть важную роль в решении этой задачи.

Грузовые потоки начинают разворачиваться в направлении Центральной Азии и прикаспийского региона (так, по данным ОАО "РЖД", через российско-азербайджанский погранпереход Самур с начала марта отправили уже на 11% больше груза, чем за аналогичный период прошлого года, а объем новых заявок от клиентов на это направление вырос в четыре раза. – Ред.).

В такой ситуации нужно посмотреть на готовность и возможности железнодорожных погранпереходов на этом направлении. Я бы не сказал, что нужно говорить о строительстве новых пунктов пропуска, но модернизировать их необходимо. Из-за не слишком высокого спроса на перевозки этим погранпереходам уделялось меньше внимания, чем другим. И наоборот, спроса не было, потому что погранпереходы не сильно развиты. Текущую ситуацию нужно воспринимать как окно возможностей и сыграть на опережение, развивая пункты пропуска на границе совместно с Азербайджаном и Казахстаном.

Что касается восточного направления, нужно учитывать, что мощности погранпереходов здесь используются на 50-80%. Это связано с тем, что китайская сторона не подтверждает заявки в полном объеме. Я бы сейчас рассматривал как первоочередную задачу добиваться того, чтобы наши погранпереходы использовались на 100%. Это уже будет неплохим подспорьем в текущих экономических условиях, когда каждый инвестиционный рубль нужно использовать максимально эффективно.

Кроме того, нужно учитывать, что на Дальнем Востоке есть реализуемые проекты как на автомобильных, так и на железнодорожных погранпереходах со сроками ввода в текущем и следующем году. Вполне возможно, что если мы будем полностью загружать имеющиеся мощности, то дополнительные нам будут требоваться не в том объеме, который мы сейчас ожидаем.

До определенных событий была потребность в развитии погранпереходов на западе – в Калининградской области. Но сейчас я бы, наверное, вопрос развития западного направления поставил на паузу, чтобы осмотреться и потом принимать решения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.03.2022