08-06-22 / 2022
Новости отрасли
Откроется ли у проекта Кызыл – Курагино второе дыхание?

Проект строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино снова пытаются реанимировать. Однако насколько реальным окажется выйти на второй старт? Весной 2022 года и. о. вице-премьера Тувы Александр Брокерт сообщил о целесообразности возобновления строительства железной дороги, в которой заинтересованы власти Хакасии и Тувы. А в начале июня в Монголии проект был представлен в рамках презентации комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" от Красноярского края. Речь идет по сути о необходимости вывоза экспортного угля с Элегестского месторождения на восток. Новым акцентом в представленном ныне проекте было стыковка ветки Кызыл – Курагино с железнодорожным маршрутом в Китай через Монголию. При этом транспортный коридор в Юго-Восточную Азию предложено соединить с Северным морским путем через реку Енисей, считают в правительстве Красноярского края. В таком случае по нему можно будет перевозить не только уголь, но и другие грузы. На эту тему подписаны соглашения с Монголией – в частности, о перевозках российских пиломатериалов и строительных грузов. Китайский ветер перемен Ранее, в мае торгпред России в Монголии Максим Васильев провел переговоры с заместителем генерального директора азиатского направления департамента международных операций китайской госкорпорации "Чайна стейт констракшен инжиниринг" Ху Енгом, в ходе которых всплыл вопрос об ускорении реализации ранее согласованных в трехстороннем формате крупных инфраструктурных проектов. Они зафиксированы в программе создания экономического коридора Россия – Монголия – Китай, в связи с чем предложили изучить возможность формирования в Монголии специального "Фонда инфраструктурных инвестиций". В его основу могли бы быть "погружены" экспортные квоты на основные экспортные товары Монголии. В первую очередь – на коксующийся и энергетический угли. Основными направлениями инвестиций могли бы стать проекты развития железнодорожной инфраструктуры Монголии – как их называют в Китае, "вертикальные" маршруты. Иными словами, пути которые будут стыковаться с МТК "Север – Юг". Причем, в данном случае, Китай может участвовать в развитии национального проекта "Транзитная Монголия", который предусматривает строительство новых железнодорожных путей, которые свяжут Дальний Восток РФ с северо-восточной частью Китая через Монголию ("Восточный коридор"). В связи с этим и было также подготовлено ТЭО проекта строительства железнодорожной ветки как продолжение трассы Кызыл – Курагино, которая пройдет уже через западную часть Монголии соответственно на запад Китая ("Западный коридор"). Через Госкомитетом по развитию и реформам КНР китайские госкорпорации уже взаимодействуют с Монголией в сфере проектов развития транзитной инфраструктуры. Для Монголии данные инициативы служат поводом еще и для обсуждения с ОАО "РЖД" ускорения модернизации "Улан-Баторской железной дороги". При этом параллельно продвигается проект строительства скоростной автомагистрали, которая бы связывала Иркутск и Пекин ("АН-3"), что вызывает, в свою очередь, вопросы о степени загрузки в таком случае железнодорожной инфраструктуры. Тормозной Восточный полигон Эксперты обратили внимание и еще на одно совпадение: тема Кызыл – Курагино была поднята вновь после того, как на погрузку в сторону Восточного полигона ввели квоты. Были они зарезервированы в 2022 году и для угля из Бурятии и Хакасии на экспорт – соответственно в размере 9,1 млн т и 9 млн т. Причем, в рамках квоты для Хакассии была предусмотрена и доля для Тувы (Элегестское месторождение). Но это не устроило регионы. Особенно, когда стало понятным, что темпы расширения БАМа и Транссиба могут оказаться недостаточными. Дело в том, что квоты для всех угольщиков вместе взятые при их выполнении отправителями выберут практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона в 2022 году. Иными словами, так или иначе, угольщикам придется делиться пропускными способностями с экспортерами других грузов. Поэтому в Хакасии и Бурятии потребовали гарантий вывоза угля. Формально они были предоставлены. Но потом что-то пошло не так. В этот момент как раз и вспомнили о проекте Кызыл – Курагино, который по сути напомнил о том, что угольщики Якутии чувствуют себя ущемленными. Причем, в ОАО "РЖД" были вынуждены признать, что дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила именно активизация новых угольных предприятий – в основном в Якутии. Особенно если учесть, что к сети РЖД не подключена ветка до Элегеста. Уголь вывозят оттуда до ближайшей железнодорожной станции в Хакассии на автомобилях. И путь получается при таком раскладе по автотрассе отнюдь не ближний. Суть обиды в том, что угольщики нашли деньги на развитие бизнеса, а средств на подходную инфраструктуру в бюджете не отыскали. Правда, в последний вариант плана железнодорожная ветка в Туву была все-таки включена. В итоге появилась попытка раскрутить концессию "Элегест – Кызыл – Курагино", инициатором которой выступила дочка "Тувинской энергетической промышленной корпорации" (ТЭПК). Новая сага о старом Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский сравним проект Кызыл – Курагино со своеобразным синонимом долгого обсуждения идеи, которую после очередного раунда дискуссий вновь положат под сукно. Да и другие эксперты напомнили, что указанный проект правительство одобрило еще в 2007 году. В апреле 2018 года Росжелдор заключил соглашение о строительстве ветки длиной более 400 км с ТЭПК и УК "Лидер". Через год стороны подписали соглашение с компанией ОАО "РЖД", которая выступила в роли генподрядчика. В ТЭПК тогда оценивали инвестиции в 360 млрд руб. В ОАО "РЖД" говорили, что обустройство самого железнодорожного пути обойдется в 126,6 млрд руб. остальное – стоимость сопутствующих затрат и создания морского терминала в Ванино. Для создания ветки Элегест – Кызыл – Курагино предполагалось построить 8 тоннелей, 127 мостов, ввести в строй новый ГОК и нескольких тепловых электростанций. В итоге в апреле 2021 года было принято решение о приостановке концессии на пять лет – до 2026 года. Правда, после этого якутским угольщикам добавили железнодорожную квоту на Восточном полигоне на 2022 год. Но вот пройдет ли во второй раз подобная уловка?

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.06.2022