17-04-13 / 2013
Новости отрасли
Отечественная экономика сжалась на треть, пока только в прогнозах

Минэкономразвития скорректировало свои ожидания на этот год: в лучшем случае будет масштабное торможение, в худшем – рецессия. Подобные опасения не напрасны: по данным Росстата, реальный сектор всё сильнее пробуксовывает, давно вошёл в зону падения, явно не собирается из неё выходить и транспортный индикатор.

О грядущей корректировке прогноза основных макроиндикаторов на год было известно уже в феврале. Но ее масштаб стал ясен лишь в начале апреля. Как сообщил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, по новому прогнозу в 2013 году "рост ВВП составит 2,4%" против 3,6%, о которых говорилось ранее. В первом же квартале, по оценке ведомства, основной макроиндикатор прибавил в годовом сопоставлении лишь 1,1%. "Второй квартал - где-то 2,1%, второе полугодие - около 3%", - считает замминистра. Кроме того, стало известно, что ведомство не исключает и риск возникновения рецессии. Такой вариант развития событий предусмотрен самым пессимистичным сценарием.

Он предполагает замедление роста ВВП в этом году до 1,7%, если динамика за два квартала окажется нулевой.

Скорректированы в меньшую сторону ожидания в части темпа роста промпроизводства: с 3,6% до 2%. И это, как признал замминистра, еще "оптимистический прогноз". Скромнее стала оценка главного драйвера прошлогоднего подъема экономики - объема розничной торговли, который характеризует состояние потребительского спроса. Теперь вместо прибавки в 5,6% ожидается 4,3%.

Росстат уже сейчас фиксирует негативные изменения в большинстве важнейших отраслей реального сектора. Так, фактически растворился рост в строительстве (с январских 1,4% до 0,3% в феврале). Заметно просел и объем розничной торговли: во втором месяце увеличился на 2,5% после 3,5% в январе.

Еще хуже картина в промышленности. Если в первом месяце года объем производства снизился в годовом сопоставлении на 0,8%, то в феврале - уже на 2,1%. Причем в минусе все три составляющие: обрабатывающие производства просели на 0,1%, добыча полезных ископаемых - на 2,2%, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократилось и вовсе на 10%. Отчасти здесь свою роль сыграл эффект "високосной" базы прошлого года. Однако, учитывая, что негативная тенденция отмечается уже не первый месяц, данный аргумент явно не может считаться главным.

В комплексе эти и другие подвижки в экономике нашли свое отражение в вычисляемом Росстатом Индексе выпуска в базовых отраслях. Если в январе он просто вышел "в ноль", то февраль впервые с осени 2009 года закрыт с минусом: индикатор уменьшился в сравнении с тем же периодом минувшего года сразу на 1,8%.

Столь негативная динамика была ожидаема: КАРГО-индекс - наиболее оперативный показатель состояния дел в реальном секторе экономики - давно предупреждал о возможности подобного сценария. С начала нынешнего года он демонстрировал отрицательные результаты.

Сейчас известны данные транспортного индикатора за март. Хотя абсолютное его значение в первом месяце весны в сравнении с февралем увеличилось на 10,2 процентного пункта, связано это лишь с традиционно сильными для этого времени сезонным и календарным факторами. В сравнении же с аналогичным периодом предыдущего года КАРГО-индекс в марте продолжил снижение: он потерял 2,4%, что ненамного отличается от итога февраля (минус 2,8%).

Сохранение транспортного индикатора в зоне отрицательных величин является отражением динамики погрузки на сети российских железных дорог. В марте ее объем сократился в годовом сопоставлении на 2,9% против 3,2% в феврале.

Из наиболее важных для реального сектора грузов, которые входят в расчетную базу КАРГО-индекса, самый значительный провал в процентном выражении зафиксирован в погрузке зерна (на 53,3% в годовом сопоставлении), что уже стало своеобразной традицией. После не слишком высоких показателей минувшего года на грядущий урожай возлагались особые надежды. Изначально Минсельхоз говорил, что удастся собрать 95 млн тонн, а это сопоставимо с рекордными показателями 2011 года. Затем был установлен коридор в 90-95 млн тонн, а теперь ведомство понизило и верхнюю планку прогноза. По последней оценке, в этом году ожидается урожай зерна в 90-92 млн тонн. Заметно упала погрузка цветных металлов - в марте в годовом сопоставлении она уменьшилась более чем на 11%. Ситуация как на мировом рынке, так и в России сейчас сложная. И, по мнению аналитиков инвесткомпании Phillip Futures, в ближайшие кварталы цветные металлы ждет дальнейшее сжатие спроса. Это связано в том числе и с тем, что "ввиду замедления вложений Китая в инфраструктуру наряду с ростом добычи на местных рудниках и практиками замещения металлов возникший в начале текущего года оптимизм в отношении меди медленно сник и сценарий ее избыточного предложения, вероятно, реализуется в нынешнем году". Ниже, чем в марте минувшего года, была и погрузка лесных грузов (на 6,7%). К этой отрасли сейчас приковано особое внимание. На заседании Госсовета, состоявшемся 11 апреля, президент Владимир Путин заявил, что лесная индустрия находится в критическом состоянии. В подтверждение своих слов он привел данные, согласно которым доля отрасли в ВВП страны с 2007 года сократилась на 7%, а валютная выручка от традиционного экспорта ее продукции - на 6%. Как итог, поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет по виду деятельности "лесное хозяйство" снизилось на 32%. Зато более чем в полтора раза возросла площадь лесов, пройденных пожарами. В числе шагов по выходу из сложившейся ситуации Владимир Путин предложил причастным министерствам и ведомствам ускорить принятие решения о частичном возврате НДС при экспорте древесины, а также ужесточить наказание за незаконную вырубку. Кроме того, нужно изменить существующую схему сбыта продукции. Впрочем, рассчитывать на быстрый эффект от этих мер не стоит.

В число аутсайдеров входят и нефтяные грузы (погрузка снизилась в годовом сопоставлении на 1,9%). Не очень значительные масштабы потерь относительно показателей тех же периодов минувшего года косвенно свидетельствуют, что опасения некоторых министерств о вероятности возникновения дефицита бензина на внутреннем рынке из-за отказа от топлива низких экологических классов пока не сбываются. Впрочем, теперь между ведомствами разгорается новая дискуссия - о необходимости повышения ставок акцизов на бензин 4-го и 5-го классов, которые в качестве стимулирующей меры в свое время были снижены. Глава Минфина Антон Силуанов выступил за повышение налога, объяснив это необходимостью наполнения дорожных фондов. Против этой инициативы уже высказались Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго. Как пояснил позицию министерства его глава Александр Новак, "увеличивать акциз и тем самым дестимулировать те инвестиции, которые были вложены, - это не совсем правильно".

Единственным из входящих в состав КАРГО-индекса грузом, который в марте продемонстрировал рост, стали удобрения (прибавка в 6,3%). Впрочем, и это особого оптимизма не вызывает. Во многом нынешний результат связан с эффектом сравнения с низкой базой минувшего года. Тогда на зарубежных рынках, на которые и ориентированы в основном отечественные производители, отмечалось серьезное сжатие спроса на удобрения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.04.13Последнее предупреждение