18-05-19 / 2019
Новости отрасли
От субсидий не отказываются

В Эстонии зафиксирован долгожданный рост объема грузоперевозок.

Министерство экономики и инфраструктуры Эстонии утвердило отчет Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) за 2018 год. Финансовый оборот национальной железнодорожной компании вырос на 26% и составил 41,5 млн евро (в 2017 году – 32,9 млн евро). Компании удалось увеличить доходы от предоставления услуги использования инфраструктуры и повысить объем грузоперевозок.

Как отмечается в опубликованном документе, основным источником роста стали средства, полученные за использование инфраструктуры от предприятий, в основном от тех, которые занимаются пассажирскими перевозками. По принадлежащим ЭЖД железным дорогам на дизельных и электрических поездах перевезено 6,4 млн пассажиров, что приблизительно на 4% больше, нежели в 2017 году.

Как рассказал "Гудку" глава отдела шоссейных и железных дорог Министерства экономики и коммуникаций Эстонии, член совета ЭЖД Айн Таттэр, в 2018 году была испробована на практике новая система налогообложения. "Компании, работающие в сфере пассажирских перевозок, заплатили почти на 9 млн евро больше, нежели в предыдущие годы. В связи с этим увеличились доходы от внутренних пассажирских перевозок. Другим источником доходов стали рост объемов грузовых перевозок и государственные субсидии", – заявил Айн Таттэр.

Председатель правления Eesti Raudtee Эрик Лайдвеэ также подчеркнул, что в 2018 году удалось добиться и роста объема грузовых перевозок, тогда как в последние годы в этом сегменте деятельности наблюдался спад.

"Минувший год в целом можно назвать успешным для ЭЖД. На протяжении многих лет мы наблюдали спад объема грузоперевозок, однако в 2018 году совместно с нашими клиентами и партнерами нам удалось превратить этот спад в рост. Также не могут не радовать стабильный рост числа пассажиров на железнодорожном транспорте, развитие инфраструктуры и, как следствие, увеличение скорости движения поездов", – рассказал Эрик Лайдвеэ.

В 2018 году по эстонским железным дорогам перевезено 13,54 млн тонн грузов и зафиксирован рост объема грузоперевозок на 9,1% по сравнению с 2017 годом. Большинство грузов перевезло AS Operail – государственное железнодорожное предприятие, основными коммерческими направлениями деятельности которого являются грузоперевозки, ремонт и производство локомотивов и вагонов, а также сдача в аренду подвижного состава. Самым популярным видом грузов стали удобрения, объем которых составил 5,38 млн тонн и увеличился на 22% по сравнению с 2017 годом.

Помимо всего прочего, на 20% (до 9,1 млн тонн) вырос объем транзитных грузоперевозок, а объем внутригосударственных перевозок, наоборот, уменьшился на 14% (до 2,77 млн тонн). Отмечается, что в 2018 году объем контейнерных перевозок составил 52,4 тыс. TEU, что на 55,4% больше, чем в 2017-м.

Как пояснил "Гудку" Айн Таттэр, в ближайшие годы ЭЖД за счет роста объема грузовых перевозок планирует полностью самообеспечиваться, а не зависеть от государственных субсидий.

"Мы не можем сказать, что рост объема грузоперевозок – это какой-то тренд, никакого резкого подъема мы не ожидаем. В минувшем году на рост повлияли разовые сделки и тендеры, здесь все напрямую зависит от бизнеса. Мы находимся в условиях жесткой конкуренции за право транзита с Финляндией, Литвой и Латвией, по сравнению с которыми у нас наименьший грузооборот.

Но все же, смотря на итоги 2018 года, мы надеемся, что рост объема грузовых перевозок станет позитивной тенденцией. Нас не устраивает сегодняшняя ситуация, в которой мы зависим от субсидий со стороны государства. А если, согласно бизнес-плану ЭЖД, утвержденному правительством в прошлом году, объем грузоперевозок будет ежегодно расти приблизительно на 5%, то через 4 года мы сможем "выйти в ноль" и не зависеть от государственного субсидирования", – рассказал Айн Таттэр.

По словам Эрика Лайдвеэ, самым большим достижением за 2018 год можно считать долгожданные инвестиции в модернизацию систем управления движением поездов, которые были созданы в 1960–1980-х годах и сильно устарели. Также председатель правления ЭЖД выделил инвестиции в улучшение инфраструктуры и на начало строительства новой электрифицированной 6-километровой железнодорожной линии Рийзипере – Турба, на которую в минувшем году было потрачено 7,6 млн евро. В июне 2019 года на ней начнут укладывать рельсы, а к концу года планируется сдать линию в эксплуатацию.

Среди прочих крупных проектов за 2018 год в опубликованном отчете отдельно отмечается реконструкция железной дороги Таллин – Тапа – Нарва стоимостью 4,1 млн евро, а также ремонт здания Нарвского вокзала, который обошелся в 0,8 млн евро. Всего было потрачено более 26 млн евро, а в текущем году планируется инвестировать в железнодорожную инфраструктуру порядка 38 млн евро, 29 млн из которых будут выделены из бюджетов Эстонии и Евросоюза.

Как отмечается в официальном пресс-релизе ЭЖД, в распоряжении государственной компании на сегодняшний день находятся 1229 км железной дороги, 61 станция и 129 пассажирских платформ для ожидания поезда.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.05.2019