08-10-15 / 2015
Новости отрасли
От РЖД отцепятся локомотивы

Минэкономразвития, возможно, сделало первый шаг к реформе РЖД: оно предложило создать локомотивную "дочку"

 РЖД необходимо разделить либо операционно, введя отдельный учет инфраструктурного и локомотивного направлений, либо выделить тягу в 100%-ную "дочку" в структуре монополии, сообщил директор департамента Минэкономразвития Ярослав Мандрон. Зампред правительства Аркадий Дворкович поручал разработать новую модель развития рынка грузовых железнодорожных перевозок, предложения Дворковичу министерство должно представить к I кварталу 2016 г. В правительство ничего не вносили, комментировать пока нечего, замечает представитель Дворковича. Речи о приватизации не идет, подчеркивает Мандрон.

 Минэкономразвития предлагает оставить локомотивы РЖД, но дать и частным перевозчикам доступ на отдельные маршруты - при условии полного их обслуживания, а не только прибыльных направлений.

 Перспективна перевозка грузов между производственными площадками крупных промышленных клиентов, радуется представитель Первой грузовой компании, но оценить предложение в целом он не готов. Есть тупиковые маршруты, где уже работают частники, - новые игроки там конкуренции не создадут, сетует начальник управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг.

 Выделение юридического лица в холдинге не обязательно приведет к большей прозрачности и повышению операционной эффективности, считает руководитель практики КПМГ Алексей Романенко. Делить компанию, чтобы искать точки неэффективности, - смелая идея, скептичен Рутенберг, достаточно выделить локомотивную и инфраструктурную составляющие в тарифе, чтобы понять, кто платит.

 Для понимания финансовой эффективности не обязательно делить РЖД, считает Романенко. Если выделять локомотивы и запускать либерализацию рынка, возникнет, например, вопрос диспетчеризации тяги, напоминает Рутенберг: в 2012 г. РЖД уклонялась от предоставления вагонов, что привело к 30%-ному росту тарифов.

 В стратегии РЖД до 2020 г. либерализация локомотивной тяги была намечена на 2015 г., это очень не нравилось прежнему президенту РЖД Владимиру Якунину, вспоминает менеджер железнодорожной компании. Идеи избавиться от локомотивов в текущей стратегии компании нет, говорит человек, близкий к РЖД.

 Пресс-служба РЖД настаивает, что все предложения требуют экономических расчетов и затем широкого обсуждения. Предложения Минэкономразвития в Минтранс пока не поступили, сожалеет представитель Минтранса, но им обязательно потребуется детальная проработка и обсуждение с участием транспортных организаций и причастных министерств.

 Представители "СГ-транса", Globaltrans и совета потребителей по вопросам деятельности РЖД при открытом правительстве идею Минэкономразвития прокомментировать не смогли. В проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 г., представленной в сентябре Минэкономразвития, нет предложения выделить локомотивное хозяйство в "дочку", говорит человек, знакомый с документом.

    "Это скорее выгодно независимым перевозчикам, думаю, это они лоббируют, чтобы конкуренция с РЖД была прозрачнее. А грузоотправителям важно, чтобы тарифы не росли", - уверяет сотрудник крупной нефтяной компании. Это может привести к повышению себестоимости коммерческих перевозчиков - за счет расходов на содержание лизингового локомотивного парка, опасается сотрудник транспортного оператора крупной добывающей компании.

 В "Трансойле" в целом поддерживают разделение инфраструктурной и перевозочной деятельности, говорит представитель компании: "Но важно, чтобы были сформированы все условия для перевозчиков, работающих на рыночных принципах, главная задача - повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта".

    *** Деньги на людей 59,7 млрд. руб. заложено в проект бюджета на 2016 г. на функционирование пассажирского железнодорожного транспорта. Из них 37,1 млрд. - компенсация РЖД за госрегулирование инфраструктурных тарифов в пригородном сообщении, 20,2 млрд. - перевозчикам в плацкартных и общих вагонах дальнего следования, 1,1 млрд. руб. - субсидии на льготы при железнодорожных перевозках учащихся

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости08.10.2015