Госдума на прошлой неделе приняла во втором и третьем чтениях закон, устанавливающий возможность перевода железнодорожных путей общего пользования в категорию необщих. Это позволит ОАО "РЖД" ускорить изменение статуса части малодеятельных линий и сократить расходы на содержание инфраструктуры, а регионам – сохранить транспортное сообщение.
Поправка об изменении процедуры перевода путей общего пользования в необщие в закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" была направлена в Госдуму еще в 2019 году. Ранее такой перевод невозможно было сделать прямо: приходилось сначала закрывать путь, а затем открывать его уже в другом статусе.
Процедуры закрытия и открытия были очень сложны, поскольку требовалось согласование десятков различных ведомств и министерств, включая Мин¬обороны и регио¬нальные власти. Именно согласованием интересов большого количества участников объясняется долгий срок прохождения законопроекта.
"Необходимо установить порядок принятия решения по переводу железнодорожных путей из категории общего пользования в категорию необщего пользования, определить уполномоченный орган государственной власти, соответствующие критерии, – говорил после принятия закона в первом чтении председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. – Также нужно установить требования по ограничению коммерческого оборота железнодорожных путей после их перевода в категорию необщего пользования".
Назначение необщих путей – это обслуживание на договорной основе фиксированного списка потребителей. Благодаря этому можно сэкономить на текущем содержании пути. К примеру, если пассажирского движения на участке нет, то и требования к нему ниже.
По итогам обсуждения в законе появились критерии для отнесения путей к необщим. Путь не должен использоваться для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, обслуживания пассажиров, выполнения сортировочных и маневровых работ. Такие критерии относятся фактически к тупиковым линиям, примыкающим к главным путям.
Это финансовое снижение нагрузки не только для железнодорожников. Регионы и предприниматели получили возможность сберечь транспортные пути на своей территории. Большей частью эти линии относятся к малодеятельным, и всегда есть риск их закрытия при изменении экономической конъюнктуры. Если же содержание путей в необходимом объеме для определенного уровня перевозок будут оплачивать сами пользователи, то они сохранятся.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
07.04.2025 |