28-04-14 / 2014
Новости отрасли
От конкуренции – к партнерству

В условиях глобализации мировой экономики и происходящих процессов интеграции базовой основой работы отечественных транспортных систем должен стать принцип "от конкуренции - к партнерству". Таков главный итог завершившейся в Москве 19-й Международной выставки и конференции по транспорту и логистике "ТрансРоссия-2014".

В свете заявленных в последнее время со стороны государства крупномасштабных проектов строительства и модернизации транспортной инфраструктуры, таких как развитие Транссиба и БАМа, строительство ВСМ Москва - Казань, моста через Керченский пролив, участники деловой программы мероприятий форума, бесспорно, ожидали более детального освещения всех этих проектов со стороны как органов власти, так и бизнес-сообщества. Однако на фоне внешнеэкономической нестабильности и неисключенной возможности технической рецессии более востребованным оказался разговор не столько об экстенсивном пути развития транспортной системы страны, сколько о поисках увеличения масштабов транспортной работы за счет совершенствования ее качества и повышения конкурентоспособности перед лицом новых вызовов и угроз. И если реализацию новых крупномасштабных и стратегически значимых проектов, как правило, инициализирует и берет на себя государство, то в качестве интегратора консолидации на основе предложения новых технологий и транспортных продуктов выступает как раз само бизнес-сообщество.

Последнее выражает готовность к объединению как на основе новых организационных форм, в частности профессиональных ассоциаций, так и на базе единых технологий взаимодействия. Так, например, по словам руководителя альянса Associated Cargo Experts Мирослава Золотарева, представители российского транспортного сообщества готовы к принципиально новой форме взаимодействия на основе независимого объединения, причем не только на платформе централизации текущих бизнес-процессов, но и с включением региональных структур и потенций. Причем вопросы конкуренции здесь уступают место таким формам партнерства, которые дополняют и расширяют возможности участников транспортного рынка по оказанию наиболее качественных услуг.

"Конкуренция за клиентскую базу уступает место координации услуг и возможностей различных транспортных компаний, нацеленных на максимальное предоставление клиенту качественных транспортно-логистических услуг. Сегодня в альянс объединяются как иностранные экспедиторы, заинтересованные в развитии бизнеса в РФ и СНГ, так и российские транспортные компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Тольятти, Екатеринбурга и других городов. Компании собирают в свою ассоциацию все больше единомышленников с целью формирования логистической цепочки поставок, обеспечения достойной конкуренции крупным иностранным монополистическим глобальным компаниям, занимающим основную контрольную долю отечественного рынка перевозок", - подчеркивает М. Золотарев.

В то же время, как считает начальник нормативно-технологического отдела Московского представительства ОАО "ФГК" Владимир Хотимский, еще далеко не исчерпаны технологические резервы повышения эффективности и оптимизации логистических схем железнодорожных перевозок путем консолидации вагонного парка на принципах технологической обезличенности. По его словам, в настоящее время на рынке железнодорожных перевозок сформировался устойчивый профицит подвижного состава относительно предъявляемых к перевозке объемов грузов, а также пропускных и перерабатывающих возможностей инфраструктуры. При этом, подчеркнул В. Хотимский, отсутствуют регуляторные механизмы, выравнивающие потребность экономики в погрузочных ресурсах и наличие парка грузовых вагонов на сети железных дорог. А либерализация рынка оперирования при неизменной нормативной правовой базе и технологии управления вагонами привела к потере устойчивости рынка. Выходом может стать возврат к управлению консолидированным парком, который позволит гарантировать собственникам вагонов полное выполнение условий договора на управление парком с фиксацией определенного уровня затрат на порожний пробег. Для этого в первую очередь необходимо выстроить прозрачную модель взаиморасчетов между операторами.

Как показывает практика, зачастую самостоятельные попытки бизнес-сообщества создавать собственные стратегии развития без взаимоувязки с планами основных игроков транспортного рынка, по сути, не находят ожидаемых эффектов, поскольку наработки сегодняшнего дня все больше ассоциированы с возможностью предоставления комплексных услуг и эффектом масштаба. На уровне регулирования рынка определенную роль консолидирующего начала готов взять на себя Минтранс. Как отметил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, актуализированная Транспортная стратегия на период до 2030 года направлена на создание единой устойчивой транспортной системы, обеспечивающей надежные транспортные связи между территориями страны в соответствии со стандартами доступности, качества и безопасности перевозок, а также экологичности транспорта. "Это позволит отрасли обеспечить удовлетворение всех потребностей экономики и общества в качественных, конкурентоспособных транспортных услугах и создаст необходимые условия для интенсивного инновационного развития", - подчеркивает Н. Асаул.

В логике предоставления комплексных логистических услуг намерено развиваться и ОАО "РЖД". "Сейчас ни одна компания не может добиться позитивных результатов, действуя без партнеров и других участников перевозочного процесса, - считает первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов. - Поэтому становится все более важным переходить от конкуренции к партнерству, имея в виду, что главной целью является повышение эффективности товаропотоков", - резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.04.2014