18-09-15 / 2015
Новости отрасли
От компромисса к конкуренции

Нередки случаи, когда на перевозках "пространства 1520" сказывается разница в нормативной базе разных государств. Иногда они критичны для выработки общих решений. Кроме того, национальные администрации зачастую становятся инициаторами законодательных изменений без оглядки на соседей. Сегодня на дискуссионной площадке "Гудка" – проблема корректировки транспортного законодательства.

Статус

Алексей Васильев,

заместитель начальника правового департамента ОАО "РЖД":

– С моей точки зрения, основной недочет, существующий на сегодняшний день в нормативной базе железнодорожного транспорта, заключается в недостаточно четком регулировании правового положения оператора подвижного состава. В частности, надо установить, что услуги по предоставлению вагонов необходимо оказывать на публичной основе. Думаю, что соответствующие поправки надо внести в закон "О железнодорожном транспорте".

Реформа

Сергей Вовк,

директор Центра транспортных стратегий (Украина):

– Закон, который регулирует отношения на железнодорожном транспорте, создан в 1996 году. Он не отвечает ни современным реалиям экономики Украины, ни курсу на адаптацию законодательства к европейским директивам. Более трех лет ведется разработка нового законопроекта "Закон о железнодорожном транспорте". Основная цель – создать новую перспективную модель управления и отделить функцию регуляторов от хозяйственной функции.

Тарифы будет регулировать специальная структура НКРТ – национальная комиссия регулирования транспорта. Она станет хозяйствующим субъектом, при этом однозначно инфраструктура общего пользования сохранится на 100% в государственной собственности и ни в коем случае не будет отчуждена, о приватизации речь не идет. Под приватизацию могут попасть какие-либо непрофильные активы УЗ.

Рынок тяги будет либерализироваться. "Укрзализныця" отдает себе отчет в том, что не может провести модернизацию за счет собственных средств, но в то же время понимает, что наиболее рентабельные маршруты отдадут в частные руки, а соответственно, уменьшится доходность. В этом плане в будущем законопроекте необходимо найти компромисс. Очень важно, чтобы ряд спорных моментов был решен и закон как можно быстрее направился на согласование в Верховную раду. МИУ должно не просто подготовить законопроект, но и провести его через Раду. А это не всегда просто.

Пробел

Таутгинас Санкаускас,

вице-президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов:

– В Литве изменения нужно внести в разные документы – в правила перевозок, устав железнодорожного транспорта, кодекс. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Ассоциация стремится такие изменения аккумулировать – мы разрабатываем предложения по этим вопросам и выносим на обсуждение экспертного сообщества. Если подробнее – в законодательстве страны существует много проблем и пробелов по разным вопросам. В частности, важно определить статус экспедитора, оператора, владельца вагона. Без этого невозможна полноценная перевозочная деятельность.

Кроме того, проблемы вызывают смешанные перевозки, взаимодействие участников рынка и, конечно, тарифная политика. Последнее, кстати, болезненный вопрос для всех. А это тоже законотворческая работа.

Защита рынка

Илья Сегал,

генеральный директор Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана:

– Есть множество проблем и нестыковок, касающихся Таможенного кодекса РК, внутренних документов АО "НК "Казахстан темир жолы", а также взаимоотношений с нашими партнерами по Таможенному союзу. В частности, в российском законодательстве отсутствует понятие "оператор вагонов", а у нас есть. И пока нет какой-то гармонизации, возникают проблемы фактически на ровном месте.

Кроме того, требуется ряд нормативных актов, которые позволят защитить позиции казахстанского бизнеса. Дело в том, что сейчас на территории ТС успешно функционирует АО "Объединенная транспортно-логистическая компания", которая занимается, помимо прочего, экспедированием грузов. Надо понимать, что в Казахстане ни одна частная экспедиторская компания не сможет составить конкуренцию ОТЛК. Поэтому в данном случае государство должно или каким-то образом обеспечить равные условия работы, или объявить рынку: экспедированием занимается ОТЛК – тогда бизнес не будет вкладывать деньги впустую и прогорать. Сейчас Россия и Казахстан ведут рыночные преобразования с огромной скоростью, но пока мы, а также Белоруссия и новые партнеры – Армения с Киргизией не согласуем между собой и не отработаем разумные единые правила игры, будут периодически возникать вопросы, которые придется решать с героизмом и большими потерями.

Унификация

Марина Смбатян,

заместитель начальника правового департамента ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога":

– В законодательстве Армении удалось избежать правового вакуума в отрасли. Большинство правовых актов приведено в соответствие с положениями Евразийского экономического союза, а изменения в закон РА "О железнодорожном транспорте" находятся уже на рассмотрении парламента. Интеграционные процессы идут полным ходом не только в части приведения в соответствие законодательной базы, но и в формировании общих подходов, принципов и стандартов.

Например, совсем недавно в Ереване впервые состоялось заседание рабочей группы по актуализации перечней стандартов к техническим регламентам Таможенного союза в области железнодорожного транспорта. Там рассматривались вопросы о способах реализации решения об унификации подходов и единых процедур по применению "иных" документов в соответствии с требованиями техрегламентов ТС в области железнодорожного транспорта, о способах реализации решения об отнесении процедур продления сроков службы объектов инфраструктуры и специального подвижного состава к национальному законодательству стран – участниц ЕАЭС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.09.2015