21-04-17 / 2017
Новости отрасли
ОСЖД повышает свой статус

Организация для упрощения перевозок поменяет нормативную базу.

Организация содружества железных дорог (ОСЖД) на II сессии Международной конференции в Варшаве приняла первые главы новой конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении.

Документ призван прежде всего повысить статус решений, принимаемых организацией. Это позволит на равных участвовать в международных спорах с иностранными перевозчиками и уменьшить количество документов, необходимых при перевозках в те государства, где действует другая правовая система – COTIF.

Сейчас многие государства "пространства 1520" при перевозках используют Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). На положениях этого документа основано транспортное право государств – членов ОСЖД. Он принят в 1951 году. Его подписали министры транспорта тогда еще 14 государств (сейчас в организации уже 28 членов), и поэтому юридический статус СМГС является ведомственным, а не правительственным.

В Западной Европе используется Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF), ряд положений которого кардинально отличаются от СМГС. Это соглашение является правительственным.

При перевозках в рамках COTIF используется другая форма транспортной накладной, предусмотрена возможность установления сквозных тарифов. И железнодорожные администрации могут договариваться о транзитных перевозках через определенные пункты без санкции своих правительств. COTIF не устанавливает обязательств принятия груза с сопредельной железной дороги. Кроме того, существуют отличные от СМГС процедуры ответственности за различные нарушения сроков доставки, порчу грузов.

"Есть различные международные правовые процедуры, при реализации которых иностранные юристы нам часто указывают на недостаточный статус СМГС, в результате чего мы иногда проигрываем в спорах, – рассказал "Гудку" председатель комитета ОСЖД Виктор Жуков. – Это и явилось причиной, по которой была начата ревизия основополагающих документов. В результате принято решение о разработке новой конвенции, которая носила бы межгосударственный характер и была максимально приближена к международному праву, которое существует в государствах Западной Европы. Это важно потому, что мы фиксируем значительный рост транзитных перевозок из зоны действия СМГС в зону COTIF".

К примеру, при транзитных перевозках грузоперевозчику приходится заранее выписывать в накладной СМГС адрес конечной станции действия этой накладной, а уже на этой станции нужно оформлять новую накладную по системе COTIF, перенося туда сведения из накладной СМГС. Это занимает время и требует наличия уполномоченных лиц на этих станциях. Кроме того, различные юридические споры по повреждению груза или его утрате приходится вести по двум системам, что увеличивает расходы на юристов.

Конвенция о прямом международном железнодорожном сообщении будет состоять из двух блоков.

Первый содержит организационные положения ОСЖД и предусматривает, что в той стране, которая ее ратифицирует, от имени правительства будет подписан новый договор о деятельности ОСЖД. Именно эти, уже согласованные всеми государствами статьи и приняты на Международной конференции в Варшаве. Изменены статьи, которые регулируют внутреннюю деятельность организации. Теперь станет возможным принимать решения не единогласно, а двумя третями голосов.

Во втором блоке разработаны положения, которые будут регулировать грузовые, пассажирские, технологические и другие вопросы взаимодействия железных дорог различных стран. Это, в общем, технические изменения, которые учитывают новое состояние на железнодорожном транспорте, новые технологии взаимодействия. Они еще нуждаются в согласовании всех членов ОСЖД.

"Сегодня мы пытаемся сблизить правовое транспортное законодательство, которое существует в Западной и Восточной Европе, – говорит председатель конференции, статс-секретарь – заместитель министра транспорта России Сергей Аристов. – Это позволит перевозчикам различных государств пользоваться одним перевозочным документом, снизить финансовые и временные потери при транспортировке".

"Важно, чтобы деятельность ОСЖД приобрела правительственный статус, это совершенно другой уровень соглашений и документов, – заявили "Гудку" в Департаменте международного сотрудничества ОАО "РЖД". – Сейчас существует много регламентов и норм, по которым действует сама организация и ее отдельные члены. Теперь будет единая конвенция о прямом железнодорожном сообщении, обязательная для всех".

Делегаты конференции решили провести III сессию с 27 ноября по 1 декабря 2017 года в Варшаве, на которой будет продолжено обсуждение текста конвенции. Предварительный срок IV сессии конференции – 26–30 марта 2018 года. Предполагается, что новая конвенция может начать действовать с 2019 года. Для ее принятия будут необходимы голоса 16 государств.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.04.2017