19-02-23 / 2023
Новости отрасли
Освоив коридор Север – Юг, Октябрьская дорога сохранила грузооборот

Начальник Октябрьской магистрали Виктор Голомолзин о новых решениях в сфере грузовой логистики и перспективах Мурманского транспортного узла

По итогам соревнования трудовых коллективов железных дорог в 2022 году победителями признаны Калининградская, Октябрьская и Южно-Уральская магистрали. О достигнутых результатах, о стоящих задачах и перспективах рассказывает начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин. – Виктор Георгиевич, за счет чего Октябрьской дороге удалось добиться победы в сложный период, связанный с геополитическими вызовами? – Рейтинговая оценка железных дорог формируется исходя из результатов выполнения показателей по направлениям: экономика и финансы, клиенты и рынки, технологические процессы, безопасность и надежность, персонал и развитие. Победа в сетевом соревновании – это заслуга многотысячного коллектива Октябрьской магистрали, работа которого и обеспечила выполнение основных показателей. Я благодарен коллегам за их добросовестный труд и очень важную сейчас способность быстро реагировать на существенные изменения во внешней среде. Да, прошлый год был непростым. Мы все оказались перед лицом беспрецедентных экономических ограничений и буквально прочувствовали их на себе. Но сумели быстро перестроить нашу работу, следуя новым условиям. В связи с санкциями образовалась уникальная возможность для создания новых логистических услуг и активного развития грузовых маршрутов внутри транспортного коридора Север – Юг и Запад – Восток. Объемы перевозок внутри коридора Север – Юг увеличились в 2022 году по отношению к 2021 году почти в девять раз – до 190 тыс. тонн. Западная ветка коридора Север – Юг с ответвлением на порт Новороссийск позволила расширить географию доставки грузов в Турцию. Через транскаспийский маршрут коридора Север – Юг была налажена доставка грузов в Иран, Индию и Объединенные Арабские Эмираты. Преимущества этого маршрута в сравнении с морскими линиями – это срок доставки, который в два-три раза меньше, чем через "глубокое" море. С использованием транспортного коридора Запад – Восток организован новый сервис доставки объединенных партий груза из Китая на Северо-Запад России (станция Шушары) и далее с "распылением" на терминалы Москвы и Московской области. Проект интересен грузоотправителям с небольшими объемами грузов. Раньше этот поток забирали на себя морские перевозчики. Однако в связи с внешними ограничениями часть судозаходов стала затруднительна. И, по сути, за счет нового сервиса мы сохранили доступность товаров народного потребления для населения. На дороге реализовано более 30 новых решений в сфере грузовой логистики. Благодаря тому, что мы оперативно реализовали их здесь, на Северо-Западе, Октябрьская магистраль по-прежнему является лидером по выгрузке – 8835 вагонов в среднем в сутки в прошлом году – и занимает первое место по этому показателю по сети дорог. Погрузка в 2022 году составила более 101,2 млн тонн. Основными драйверами роста погрузки стали такие номенклатуры как удобрения – 24,8 млн тонн (+9,5%), промсырье – 2,3 млн тонн (+6,7%) и черные металлы – 715,2 тыс. тонн (рост в 1,5 раза). По погрузке ОЖД также в числе лидеров – третье место по сети. – А каковы показатели работы дороги по другим направлениям? – В 2022 году перевезено 159,6 млн пассажиров, это на 10,3% больше по сравнению с 2021 годом. Достичь этого и вплотную приблизиться к допандемийным показателям 2019 года удалось за счет организации новых маршрутов, в том числе туристических: развивается проект "Серебряное ожерелье", повышается экскурсионная привлекательность Великого Новгорода, Выборга, Пскова и других городов Северо-Запада. Отмечу, что показатели работы дороги отражаются на состоянии всей территории ее обслуживания, а это 11 субъектов Российской Федерации. Во многом благодаря нам на Северо-Западе не остановилось производство, на прежнем уровне держатся экономические показатели. За 2022 год ОАО "РЖД" перечислило в бюджеты субъектов РФ, расположенных в границах Октябрьской магистрали, около 13 млрд руб. – Какие проекты были реализованы на Октябрьской в минувшем году? – В целях развития и улучшения сервиса для грузоотправителей ищем пути взаимодействия со смежниками, в том числе с таможенными органами. Так, чтобы обеспечить своевременную обработку растущего объема поступающих импортных грузов на железнодорожной станции Шушары, совместно с Шушарским таможенным постом Санкт-Петербургской таможни дополнительно открыто три зоны таможенного контроля для осуществления таможенных операций, организована работа по ускоренной подаче-уборке вагонов. Создание новых зон таможенного контроля позволило одновременно обрабатывать до трех контейнерных поездов с импортными грузами. Рост поставок импортных грузов более чем в восемь раз – с 3028 контейнеров в 2021 году до 24 622 в 2022-м – связан с увеличением ввоза продукции, произведенной в странах Азии, а также с перенаправлением потока грузов из КНР – общий экспорт из Китая в Россию за прошедший год увеличился на 12,8%. Если ранее приоритетом были морские перевозки, то теперь доставка осуществляется по стальным магистралям через пункты пропуска Дальнего Востока и Казахстана. В минувшем году реализовано несколько проектов и в пассажирском комплексе ОЖД. После реконструкции с сохранением исторического облика открылся вокзал в Токсово, оснащенный самыми современными системами обслуживания пассажиров. Ведется техническое перевооружение Ладожского вокзала. На первом этапе здесь были отремонтированы системы водоснабжения и отопления, установлены подъемники для маломобильных групп пассажиров, заменена часть эскалаторов. В 2023 году работы на вокзальном комплексе будут продолжены, кроме того, будет модернизировано парковочное пространство. Развивается сеть туристических маршрутов – запущены поезда "Культурный Петербург", "Поморский вояж", в Карелии – рельсовые автобусы "Орлан". Кроме того, в Петербурге запущено тактовое движение по маршруту Павловск – Витебский вокзал с интервалом в 10 минут в часы пик. Это значительный шаг в реализации Концепции развития Санкт-Петербургского узла и интеграции железнодорожного транспорта во внутригородской. В настоящее время идет проработка возможности запуска тактового движения на других направлениях. – Какие направления развития станут приоритетными для дороги в этом году и в связи с чем? – В числе приоритетных задач для Октябрьской дороги остается реализация проекта развития участка Мурманск – Волховстрой, реконструкция участка Мурманск – Оленегорск со строительством вторых путей и непосредственно развитие Мурманского транспортного узла. С целью развития подходов к новому строящемуся порту Лавна в Мурманской области ведутся строительно-монтажные работы на участках Блокпост 1340-й км – Лапландия и Лапландия – Пулозеро, строительство второго пути на участке Нефелиновые Пески – Хибины, удлинение приемоотправочных путей станций Тайбола, Апатиты, Кандалакша, Пинозеро, Нигозеро, Чупа, Шуйская, а также реконструкция станции Беломорск. В декабре 2023 года планируется запустить рабочее движение поездов в сторону строящегося порта Лавна, который после запуска будет иметь большое значение как один из ведущих центров перевалки грузов на Северо-Западе. Также в этом году наша Дирекция по управлению терминально-складским комплексом участвует в реализации схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта, в части строительства нефтеналивного терминала бухты Север как части инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 571-р. На грузовом терминале в Мурманске уже организован комплексный пакет терминально-складских услуг для ООО "СинараСтройКомплект" по перевалке тяжеловесных грузов с дальнейшей отправкой морским транспортом по Северному морскому пути. Продолжается дальнейшее развитие контейнерных перевозок. Так, на универсальном городском терминале Санкт-Петербург-Финляндский к уже организованным автовизитам, распределяющим заезд автотранспорта по временным квотам, в 2023 году будет организована выдача сертификатов VGM (декларация о подтверждении массы брутто контейнера – обязательный документ при отгрузке товаров морем, который позволяет корректно рассчитывать загрузку судов и предотвращать аварийные ситуации в пути следования – Ред.). Это позволит расширить спектр предоставляемых услуг дирекции и привлечь дополнительную грузовую базу. В рамках участия в национальных проектах России, а именно в проекте "Безопасные качественные дороги", на производственных участках московского региона дирекции для ряда клиентов начата работа по перевалке инертных грузов на участок строительства трассы М11. Реализация этих проектов и продолжение системной работы с начала 2023 года позволяет утверждать, что в текущем году работа дирекции будет успешной. В перспективе пассажирский комплекс Октябрьской дороги ожидает обновление: будут сданы новые объекты пассажирской инфраструктуры. В III квартале запустят МЦД-3 Ленинградско-Казанский, 36 км которого находится на территории ОЖД, ряд станций магистрали, например Сходня, Ховрино, Малино, Крюково, будут сопряжены с новой линией наземного метро. – Как достигнутые магистралью результаты отражаются на простых железнодорожниках и на всем коллективе? – Достижение поставленных компанией задач, сохранение и увеличение объемов работы, а значит, и благополучия коллектива – принципиальная позиция руководства дороги. Мы работаем в плотном взаимодействии с нашим профсоюзом, четко выполняем условия Коллективного договора, соблюдаем все гарантии и обязательства. Так, в минувшем году заработная плата железнодорожников была трижды проиндексирована. Общий фонд поощрения из лимита начальника ОЖД составил 95,3 млн руб. Поощрены 8616 работников, средний размер премии – 11 тыс. руб. В напряженный период, когда работать нужно особенно качественно, люди должны получать положительные эмоции, и на дороге проводятся культурные, социальные, молодежные и спортивные программы. Действуют детские оздоровительные лагеря в Ленинградской, Тверской и Псковской областях. Также возим детей на юг, к морю. Пользуясь этим случаем, хочу еще раз поблагодарить весь многотысячный коллектив Октябрьской магистрали. Полученные в 2022 году результаты – это ваша заслуга. Коллеги, спасибо вам за это!

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.02.2023