26-05-18 / 2018
Новости отрасли
Осторожные перемены

Молдавия разработала новый Кодекс железнодорожного транспорта.

Новый законопроект предполагает, что железнодорожная инфраструктура будет принадлежать государству, а тяговые, пассажирские и грузовые услуги будут предоставляться частными операторами.

Согласно пояснительной записке, подписанной министром экономики Молдовы Кириллом Габуричем, реализация нового Кодекса железнодорожного транспорта позволит исключить монополию Calea Ferat din Moldova (ГП "Железная дорога Молдовы", CFM) на рынке железнодорожных услуг.

Утверждение нового Кодекса железнодорожного транспорта обусловлено соглашением об ассоциации между Республикой Молдова, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны. В то же время его положения облегчают бремя CFM по обслуживанию железнодорожной инфраструктуры, которая до сих пор финансировалась самим предприятием.

Генеральный директор ГП "Железная дорога Молдовы" Юрий Топала сообщил "Гудку", что, по мнению CFM, путь реформирования железнодорожного предприятия требует корректировок.

"Не думаю, что целесообразно разделение компании по видам деятельности – у нас не такая большая дорога. Возможно, стоит пойти по пути холдинга, пусть за отдельные виды бизнеса (грузоперевозки, управление инфраструктурой) отвечают разные филиалы, но в структуре единой компании. Этот вопрос мы надеемся решить с правительством до конца года", – отметил Юрий Топала.

Кодекс о железнодорожном транспорте детально прописывает аспекты, касающиеся разграничения полномочий между администрацией, курирующей этот вид транспорта, и компаниями, которые получат разрешение на этот вид деятельности.

Министерство экономики и инфраструктуры разработало и вынесло документ на публичное обсуждение (консультации по проекту проводились до 8 мая). Кодекс вступает в силу через месяц после даты публикации.

Как поясняют в профильном ведомстве, железнодорожная инфраструктура останется во владении государства. А услуги по транзиту, пассажирским и грузовым перевозкам перейдут в частные руки.

Предприятия, в свою очередь, будут получать от государства авторизацию на осуществление деятельности. У них будет возможность устанавливать тарифы согласно методологии, разработанной правительством.

Качество железнодорожных перевозок улучшат за счет сотрудничества с частными компаниями.

"Предоставление услуг железных дорог также будет осуществляться частными операторами, что расширит рынок, создаст конкуренцию между операторами, и, как известно, конкуренция всегда порождает качество и низкие цены на услуги", – отметил государственный секретарь Министерства экономики Серджиу Букатару.

По словам туристов, либерализация рынка железнодорожных услуг необходима: "Конкуренция должна быть, это в интересах пассажиров".

Жители Молдовы также ожидают, что инфраструктура будет модернизирована: "Улучшения необходимы. Во всех странах уже есть новые поезда, не похожие на наши. Летом должны работать кондиционеры, но пока мы не можем даже просто открыть старые окна".

Власти утверждают, что модернизация железнодорожной инфраструктуры станет возможной благодаря проектам, финансируемым внешними партнерами.

"В свете проекта, который мы заключили с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком, мы хотим модернизировать рельсовый подвижной состав. За счет этого увеличится скорость движения поездов и повысится уровень комфорта пассажиров", – сообщил Серджиу Букатару.

Одновременно будут установлены ясные правила о вкладе государства в развитие железнодорожной инфраструктуры, что позволит создать в Молдове благоприятный инвестиционный климат в этой отрасли, а также обеспечить полное участие страны на международном рынке железнодорожных грузоперевозок. Особое внимание планируется уделить услугам перевозки пассажиров. В этой сфере будут установлены строгие правила предоставления услуг, способы обслуживания клиентов, механизм компенсации, защиты прав потребителей этих услуг.

Как ожидается, вместе с реструктуризацией CFM и вступлением в силу нового кодекса правительство будет обязано частично финансировать поддержку и реконструкцию железнодорожной инфраструктуры, а также предоставлять субсидии для компаний-пассажироперевозчиков. По оценкам властей, в течение следующих двух лет железнодорожная инфраструктура в Молдове требует инвестиций почти в $15 млн. Эти средства предусмотрены на поддержку железнодорожной инфраструктуры, которая последние 20 лет не модернизировалась. Сейчас средний возраст рельсового подвижного состава превышает 45 лет. Часть средств будет направляться ж/д пассажироперевозчикам, как это принято в европейских странах.

Документ предусматривает создание двух новых учреждений: Бюро по расследованиям, ответственного за рассмотрение несчастных случаев и аварий с участием железнодорожного транспорта, а также Железнодорожного агентства, которое будет выдавать разрешения транспортным операторам и администратору по инфраструктуре, проводить сертификацию персонала, участвующего в управлении железнодорожным транспортом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152026.05.2018