23-06-20 / 2020
Новости отрасли
Оставили без вариантов

Финляндия замедлила реализацию проекта тоннеля Хельсинки – Таллин Проектируемый железнодорожный тоннель под дном Финского залива до столицы Эстонии будет проходить через центр Хельсинки. Такое решение в середине июня принял региональный совет Хельсинки-Уусимаа (область на юге страны). Разработчики проекта – управляющая компания FinEst Bay Area – считают, что выбор этого маршрута может отодвинуть дату завершения строительства на семь лет. Для реализации проекта потребуются дополнительные геологические изыскания.

FinEst Bay Area предложила региональному совету три варианта прохождения тоннеля на территории Финляндии в приоритетном порядке. Первый маршрут (VE1a) – из аэропорта Хельсинки-Вантаа через Отаниеми в Эспоо до небольшого острова Храмцов и далее в Таллин. Во втором варианте (VE1b) тоннель пройдет от аэропорта до Ильины в Хельсинки и Отаниеми до Эспоо и Таллина. Третий (VE2) – из аэропорта через центральный вокзал столицы Пасила до аэропорта Хельсинки-Вантаа в направлении Таллина. Однако совет Хельсинки-Уусимаа, который обладает полномочиями по утверждению планов по строительству инфраструктуры на территории региона, большинством голосов поддержал только третий вариант, полностью отказавшись от остальных.

Финский предприниматель Питер Вестербака (автор идеи строительства тоннеля Хельсинки – Таллин) считает, что прокладка тоннеля от центрального вокзала до аэропорта не имеет смысла, поскольку на том же участке в будущем будет построен другой – связывающий аэропорт напрямую с остальной железнодорожной сетью (от аэропорта Хельсинки до Тампере).

"Прокладка тоннеля через центр Хельсинки была бы эквивалентна строительству двух линий метро параллельно друг другу. Это неудачное решение, которое вытекает из идеологической неприязни к частному предпринимательству в инфраструктурном бизнесе", – отметил он.

В связи с этим разработчики проекта предлагают альтернативные маршруты, проходящие от аэропорта до Эспоо, где располагается большое количество офисов международных компаний.

FinEst Bay Area планирует обжаловать решение регионального совета Хельсинки-Уусимаа в суде. Однако даже если компания сможет выиграть спор, это задержит ввод объекта в эксплуатацию, который запланирован на декабрь 2024-го, на полтора года.

Решение о строительстве тоннеля через центр Хельсинки связано с тем, что проект является частью более крупного плана регионального зонирования, который согласован в 2019 году.

"Маршрут, проходящий через город, наиболее оправдан с точки зрения транспортной доступности, так как центр Хельсинки – это важный пересадочный узел", – отметила председатель регионального правления Уусимаа Мари Холопайнен.

По словам учредителя FinEst Bay Area Кустаа Валтонена, компания просила включить несколько вариантов маршрута в план регионального зонирования, но совет Уусимаа, где Хельсинки имеет крупное представительство, решил выбрать только один, который проходит через центр столицы.

"На сегодняшний день не проведены все исследования, в том числе геологические, чтобы остановить выбор только на одном варианте", – говорит он.

Как сообщал "Гудок" в прошлом году, геологические службы Финляндии и Эстонии, а также финская инженерная компания A-Insinoorit провели исследование пород на дне Финского залива, которое необходимо для получения разрешения на реализацию проекта. По предварительным данным, строительство объекта потребует более сложных и дорогостоящих инженерных решений, чем предполагалось ранее.

Предварительное исследование показало, что дно залива состоит из разных пород, что не было учтено при предварительном проектировании тоннеля. Кроме того, в южной части Финского залива найдены древние русла рек, которые заполнены рыхлой породой. И есть вероятность, что некоторые из них попадут на территорию будущего проекта.

Поэтому, по мнению исследователей, необходимо провести точную геологическую разведку этих мест, так как подобные включения в коренных породах вызывали серьезные проблемы при строительстве других тоннелей.

"Выбор единственного варианта усложняет нам задачу. До настоящего момента мы рассматривали три варианта маршрута на территории Финляндии и пять в Эстонии. Если мы обнаружим какие-то проблемы с грунтом на выбранном участке, нам придется увеличивать время и финансирование на проведение дополнительных изысканий, а также на материалы и технику для укрепления тоннеля. Имея три согласованных варианта, у нас была бы альтернатива. Нынешняя ситуация не остановит наш проект, но замедлит его на годы", – пояснил Кустаа Валтонен.

Несмотря на решение совета, работа над некоторыми частями проекта может начаться уже в следующем году, в частности строительство нового терминала в аэропорту Хельсинки.

В настоящее время FinEst Bay Area завершает оценку воздействия на окружающую среду в Эстонии, а также ожидает завершения аналогичного исследования в Финляндии.

Кустаа Валтонен отметил, что решение совета не повлияло на планы инвесторов по финансированию проекта.

"Мы обсудили с нашими партнерами эту ситуацию, они отреагировали без негатива. Мы, в свою очередь, сделаем все, чтобы как можно раньше начать реализацию всех наших планов", – отметил он.

Напомним, что в июле 2019-го FinEst Bay Area заключила меморандум о взаимопонимании по строительству тоннеля с китайскими компаниями Touchstone Capital Partners (TCP), China Railway International Group и Китайской железнодорожной инжиниринговой компанией.

После завершения строительства TCP, которая является держателем средств фонда "Один пояс – один путь", получит по договору миноритарный пакет акций FinEst Bay Area. Взамен китайская компания инвестирует в строительство тоннеля Таллин – Хельсинки 15 млрд евро. В частности, предполагается, что около 5 млрд евро TCP внесет за счет собственного капитала, а оставшуюся сумму возьмет в кредит.

Китайское предприятие намерено привлечь к проекту и других инвесторов, например европейские пенсионные фонды.

Согласно открытым данным Touchstone Capital Partners, китайское предприятие не впервые финансирует инфраструктурные проекты. Тоннель Таллин – Хельсинки TCP планируют сделать частью Арктического шелкового пути, связав его с пока не существующей магистралью Rail Baltica.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152023.06.2020