03-12-14 / 2014
Новости отрасли
Остался месяц, чтобы выгодно купить инновационный вагон

Правительство утвердило новые правила предоставления субсидий на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Как считают его авторы, документ усилит интерес грузовых операторов к покупке подвижного состава с улучшенными характеристиками.

Речь идет о постановлении от 19 ноября 2014 года №1223 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, в рамках подпрограммы «Транспортное машиностроение» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В связи с выходом этого документа постановление от 20 января 2014 года №41, которое также регламентировало правила предоставления госсубсидий при покупке инновационных вагонов, утратило силу.

Как пояснил председатель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей» Станислав Золотарев, который является главным автором нового постановления, от старого документа его отличают три важных параметра. Во-первых, теперь у операторов появилась возможность покупать вагоны не только через лизинговую компанию, но и за кредитные средства.

«По правилам старого постановления оператор мог покупать инновационные вагоны только через лизинговую компанию, и при этом правительство субсидировало процентную ставку с лизинга в размере 90%, но не более 130 тыс. руб. В новом же постановлении оно теперь субсидирует и банковскую кредитную ставку точно в таком же размере и с таким же ценовым лимитом», – пояснил Станислав Золотарев.

Кроме того, в новом постановлении сохранена субсидия за утилизированный вагон в размере 130 тыс . руб. Но если по старым правилам субсидия предоставлялась либо за кредитную ставку с лизинга, либо за утилизацию, то по новым есть возможность получить субсидию и за то, и за другое одновременно. Правда, это положение действует только в 2014 году. В 2015–2016 годах можно будет, как и раньше, выбрать что-то одно.

Третье нововведение в том, что в постановление добавлены два вида подвижного состава: автомобилевозы и пассажирские двухъярусные вагоны.

По сути, правила не поменялись, подчеркивает Станислав Золотарев. Они по-прежнему направлены на стимулирование приобретения вагонов с повышенной осевой нагрузкой в 25 тонн. Причем новые параметры, по его мнению, должны ощутимо повысить интерес операторов к покупке таких вагонов. Ведь пока он был не слишком большим. Прежде всего из-за высокой стоимости самих инновационных вагонов, а также ввиду большого профицита подвижного состава и пониженных ставок на его предоставление на рынке.

«Поэтому пока вагоностроители в большей степени производят и поставляют инновационные вагоны своим кэптивным компаниям-операторам. Такой способ позволяет не просить денег у государства на поддержку и при этом развивать программы, которые нужны государству, – отмечает Станислав Золотарев. – Но вот это положение о 2014 годе, где предусмотрена субсидия и за ставку, и за утилизацию, что в сумме дает 260 тыс. руб., должно быть интересно всем операторам. На это у них остался один месяц».

По мнению директора управления по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасии Халиловой, операторы, «без сомнения, будут рады появлению льготы при приобретении инновационных вагонов за свой счет». Но при этом возникает вопрос: окажется ли их покупка с учетом предлагаемых льгот на текущем рынке экономически обоснованной? И будет ли для операторов эта покупка за собственные средства эффективнее в сравнении с лизингом? Ведь лизинг для компаний при приобретении основных средств, по словам эксперта, наиболее выгоден. Собственно, закон о лизинге для этих целей и принимался.

«Даже если доходность и ставка аренды вырастут по причине списания вагонов в ближайший год-два и сокращения их профицита, лизинг для операторов будет выгоднее. Поэтому, по нашему мнению, пока не приходится говорить о большой популярности новых условий предоставления субсидий», – говорит Анастасия Халилова.

Крупнейшие российские железнодорожные операторы – ОАО «ПГК» и АО «ФГК» от комментариев воздержались.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.12.2014