05-03-14 / 2014
Новости отрасли
Особое мнение

– Согласно инерционному варианту, предусмотренному в проекте «Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года», разработанному ИПЕМ в 2013 году по заказу Минпромторга, в 2015–2020 годах объём рынка грузовых вагонов составит не менее 600 млрд руб. В этот же период объём рынков другого подвижного состава – локомотивы, моторвагонный подвижной состав, путевая техника, пассажирские вагоны – составит около 540 млрд руб., из которых вторым по объёмам является рынок локомотивов – более 250 млрд руб., пассажирских вагонов – более 200 млрд руб., путевых машин – более 50 млрд руб. На фоне снижения производства предприятий транспортного машиностроения развитие лизинга может оказать позитивное влияние не только на эту отрасль промышленности, но и на экономику России в целом. Фактически субсидирование лизинговых процентных ставок на несколько миллиардов рублей ежегодно может создавать совокупные эффекты и прирост доходов бюджетной системы в размере нескольких десятков миллиардов рублей. Развитие института лизинга подвижного состава можно назвать одной из антикризисных мер, позволяющей решить проблему сохранения и даже существенного увеличения выпуска продукции по ряду позиций. В то же время применение инструмента лизинга позволит в короткие сроки решить проблему дефицита тягового подвижного состава. 

Маневровая техника – один из перспективных сегментов для лизинга. Потребителями в этой сфере являются не только ОАО «РЖД», но и промышленные предприятия, предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Несмотря на его относительно небольшой объём, на нём присутствует ряд платёжеспособных производственных компаний, предъявляющих спрос на обновление устаревшего подвижного состава. Лизинг является для таких компаний комфортным инструментом, с помощью которого они могут добиться оптимизации инвестиционной и налоговой нагрузки и снизить издержки на транспорт. Положительный опыт лизинга грузовых вагонов способен стимулировать запуск лизинга маневровых локомотивов. 

Перспективным также является применение инструментов лизинга при модернизации маневровых локомотивов. Возможны варианты, при которых компания, производящая модернизацию, выкупает локомотив у промышленного предприятия и, проведя глубокую модернизацию, выдаёт подвижной состав обратно в аренду или лизинг. 

В настоящий момент крупнейшие российские производители локомотивов и ремонтные предприятия рассматривают возможность реализации подобных схем. Субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам смогло бы эффективно поддержать российских производителей подвижного состава в период снижения объёмов выпуска продукции, увеличив выплаты в бюджеты разных уровней. Государственное субсидирование лизинга железнодорожной техники будет способствовать развитию российского машиностроения, в отличие от лизинга в сфере производства авиалайнеров, которое является в большей степени поддержкой зарубежных производителей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.03.2014