14-01-22 / 2022
Новости отрасли
Основным сдерживающим фактором роста рынка перевозок контейнеров остается ограниченность инфраструктуры, особенно на подходах к порта...

В прошлом году по сети ОАО "РЖД" во всех видах сообщения было перевезено 6 млн 502,5 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 12,1% больше, чем за 2020 год. За последние 5 лет объемы перевозок контейнеров удвоились. За счет чего был обеспечен такой взрывной рост и что прогнозируют участники рынка на ближайшую перспективу, РЖД-Партнеру рассказал директор ПАО "ТрансКонтейнер" по продажам и клиентскому сервису Никита Пушкарев. – Какие факторы способствовали взрывному росту контейнерных перевозок по сети железных дорог в 2021 году?

– В 2021 году объем перевозок контейнеров на мировом рынке увеличился: после его снижения на 1,5-2% в предыдущем году. На российском рынке на фоне роста цен на морской фрахт и перебоев в ритмичности морских перевозок в 2021 году продолжился приток на маршруты по Транссибу грузов, следовавших ранее другими путями и видами транспорта.

– Какими главными тенденциями можно охарактеризовать рынок контейнерных перевозок в 2021 году?

– Одним из главных трендов года также стал рост перевозок на транзитном маршруте из Азии в Европу через порты Дальнего Востока. В целом объем перевозки контейнеров по сети РЖД в прошлом году достиг рекордных 6,5 млн ДФЭ (рост на 12,1%), в том числе в транзитном сообщении – 1,076 млн ДФЭ (в 1,3 раза больше по сравнению с прошлым годом). В условиях резкого изменения конъюнктуры, а также вводимых и действующих ограничений, связанных с коронавирусом, одними из ключевых факторов конкурентоспособности железнодорожных операторов стали их скорость и гибкость реакции на изменения в отрасли, равно как технологичность и способность предложить логистические решения в сочетании с оптимальным балансом грузопотоков.

– На Ваш взгляд, что в 2022 году будет способствовать дальнейшему росту контейнерных перевозок по сети?

– В 2022 году мы ожидаем, что рост рынка российских контейнерных перевозок продолжится.

Его увеличение составит около 11%, в том числе за счет развития евразийского транзита, роста интернет-торговли, оптимизации логистических схем розничных операторов и увеличения уровня контейнеризации железнодорожных перевозок в РФ, который в 2021 году составил около 10,7%, а к 2035 году прогнозируется в транспортной стратегии на уровне 16-20%. Кроме того, увеличению будут способствовать адаптация экономики РФ к новым условиям и инвестиции в инфраструктуру. Мы рассчитываем, что перевозки также будут увеличиваться за счет модернизации существующих и открытия новых производств крупных экспортеров.

По нашим оценкам, экспорт будет активно расти за счет инвестиций в сегментах нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Кроме того, способствовать росту контейнерных перевозок будут ограничения китайской стороны на прием всех грузов, следующих через сухопутные переходы, кроме контейнерных.

Это приведет к контейнеризации номенклатур, которые ранее перевозились в других видах подвижного состава.

– По Вашим оценкам, какие номенклатуры могут прирасти в перевозке в 2022 году? Какие грузы будут наиболее перспективными?

– В 2021 году в структуре наших перевозок больше всего росли объемы транспортировки смол, синтетических волокон, клеев, пластмассы и производимых из нее изделий, а также машин, оборудования, металлических изделий, бытовой техники и автозапчастей.Среди наиболее перспективных грузов в 2022 году можем отметить бытовую технику, смолы, синтетические волокна, пластмассы, а также машины и оборудование.

– Какие главные проблемы характерны сегодня для рынка контейнерных перевозок?Какие пути решения Вы видите?

– Основным сдерживающим фактором для роста рынка перевозок контейнеров по железной дороге на сегодняшний день остается ограниченность инфраструктуры, особенно на подходах к портам и погранпереходах. По нашим оценкам, это проблема ближайших 5-10 лет. Кроме того, сдерживающим фактором может стать ценовое давление на контейнерные перевозки в связи с увеличением тарифов.

Для планомерного развития рынка важно наличие четких долгосрочных правил. В связи с увеличением тарифов на относительно небольших расстояниях возможен переход грузов на автотранспорт, поэтому мы предлагаем РЖД рассмотреть возможность введения понижающих коэффициентов на маршрутах с высокой конкуренцией с автотранспортом (Санкт-Петербург – Москва, Новороссийск – Москва, Санкт-Петербург – Екатеринбург/Новосибирск, Москва – Новосибирск и обратно). Добавлю, что одним из сдерживающих факторов для рынка также стал глобальный кризис полупроводников, из-за которого некоторые наши клиенты, работающие в отрасли автомобильной промышленности, значительно снизили объемы поставок комплектующих на сборочные производства, что привело к сокращению объемов транспортировки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.01.2022