29-06-06 / 2006
Новости отрасли
Основные тенденции на рынке перевозок металла

Основные тенденции в перевозках металла в этом году - смена экспортных маршрутов, обострение борьбы за внутрироссийский рынок и диверсификация бизнеса крупных компаний. При этом период удачной конъюнктуры на внешних рынках металла заканчивается.

Как сообщили "Гудку" в аналитической группе "Металл Эксперт" , в этом году крупнейшими в мире потребителями металла стали страны Западной Европы и США. В результате произошла переориентация экспортных потоков. При этом продвижение на западноевропейский и североамериканский рынки представляет известную трудность для российских металлургов, и одновременно наблюдается снижение объема поставок на азиатских маршрутах, традиционных для 2005 года. Товарные поставки российского проката в Китай возобновились, но они существенно уступают тем объемам, которыми характеризовался российский экспорт в Китай несколько лет назад.

С этими выводами солидарен и заместитель генерального директора ОАО "Новая перевозочная компания" Михаил Одайский, который сказал, что по сравнению с прошлым годом схема экспортных поставок металла претерпела кардинальные перемены. "В 2005 году она выглядела следующим образом: Урал - Дальний Восток, Урал -южные порты; обратно везли железорудное сырье (ЖРС), частично уголь и другие грузы. В январе 2006 года перевозки металла на направлении Урал - Дальний Восток упали практически до нулевого уровня вследствие сокращения спроса на российский металл в Китае. Сейчас с Урала металл идет только в черноморские порты и Астрахань, незначительная часть - в порты Санкт-Петербурга" , - сказал он.

Экспортные потери металлургов и, соответственно, транспортных компаний могут быть частично компенсированы за счет внутреннего рынка. Рост спроса на металл на внутрироссийском рынке - новая тенденция. "В условиях стабилизации цен крупные производители столкнулись с давлением дешевого металла, произведенного в Китае и прочих странах АТР, на своих экспортных рынках, поэтому стали больше внимания уделять внутрироссийскому рынку сбыта" , - сказал "Гудку" аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Парфенов. Поэтому, отметил он, внутри России резко возросла конкуренция. Особенно ярко это проявилось в сегменте сортового проката, где внутреннее производство намного превышало потребление, а реализовать излишки на внешнем рынке не представлялось возможным в силу недостаточного спроса.

Из-за этого наблюдается некоторое снижение производства стали. Причем эта тенденция в большей степени характерна для компаний, ориентированных на экспорт, - Новолипецкий металлургический комбинат снизил объемы производства с 9, 1 млн тонн в 2004 году до 8, 5 млн тонн в 2005 (в основном за счет экспортного сляба). А Северсталь, которая в основном поставляет продукцию на внутренний рынок, удержала производство 2 (10, 5 млн тонн в 2004-м и 10, 8 - в 2005 году).

В то же время, считает Владимир Терловой, сами металлурги предпринимают немалые усилия для повышения прибыльности внутрироссийского рынка. Сегодня выгоднее поставлять прокат на экспорт, чем отгружать его на внутренний рынок, и, как подчеркнул эксперт, это приведет к некоторому сокращению в общем объеме отгружаемого проката доли, предназначенной отечественным потребителям.

"За этим последуют небольшой дефицит и сокращение складских запасов на региональных рынках, что, в свою очередь, позволит российским производителям проката повысить цены на прокат на внутреннем рынке, приведя их в соответствие с ценами экспорта" , - сказал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
"Гудок"29.06.2006"Как доставлялась сталь"