15-08-11 / 2011
Новости отрасли
Основной показатель качества грузовых вагонов - это надежность, в чем отечественные грузовые вагоны значительно уступают зарубежным

О проблемах, с которыми сталкиваются собственники вагонов, рассказывает Сергей Порядин, заместитель генерального директора ОАО "Вторая грузовая компания" по техническому развитию - главный инженер.

- Каковы сегодня основные претензии к качеству выпускаемых вагонов?

- Начну с того, что проблема качества грузовых вагонов затрагивает интересы железных дорог, производителей железнодорожной техники, компаний-операторов, металлургов, машиностроителей, поставщиков комплектующих изделий.

Основной показатель качества грузовых вагонов - это надежность, в чем отечественные грузовые вагоны значительно уступают зарубежным. Так, межремонтный пробег наших вагонов практически в 2-2,5 раза меньше зарубежных в основном из-за низкого качества литья и недостаточной износостойкости колес. Малый межремонтный пробег и наличие систем диагностики не спасают от отказов, причем с тяжелыми последствиями и особенно в зимний период. Назрела острая необходимость исправить это положение. Межремонтный пробег грузовых вагонов необходимо увеличить до 500 тыс. км, "снизить количество отцепок в текущий ремонт. За последние несколько лет наметилась тенденция увеличения отказов отдельных узлов и деталей грузовых вагонов, напрямую влияющих на безопасность движения. Так, в первой половине текущего года возросли отцепки вагонов в текущий ремонт по неисправностям тележек (136%), авто сцепки (117%), кузова (516%), рамы (238%).

- К каким производителям за последние 2-3 года нареканий по качеству со стороны операторов возникает больше всего?

- В последние годы в спешке удовлетворения возросшего спроса на вагоны был упущен вопрос их качества. В результате страдали и собственники вагонов, и перевозчик. Одной из наиболее актуальных проблем в вагонном хозяйстве стал вопрос качества литых деталей тележки. Если в 2008 году было отмечено 8 случаев изломов боковых рам, то в 2010-м уже 21, а за 6 месяцев текущего года - 19. Наиболее проблемным является вопрос качества боковых рам тележки модели 18-578 производства ОАО "НПК "Уралвагонзавод", доля изломов которых в 2009-2010 годах составила почти 50%. В текущем году сложилось неудовлетворительное положение с качеством боковых рам, изготовленных ЗАО "Азовэлектросталь" (10 случаев изломов) и ОАО "Алтайвагонзавод" (4 случая изломов).

Необходимо обратить внимание, что изломам подвергаются в основном детали, изготовленные после 2003 года. Доля отцепок в текущий ремонт вагонов по наличию трещин в боковых рамах, срок эксплуатации которых менее 7 лет, составляет 47,3%, и это при установленном сроке службы детали 32 года. Основная доля отцепок в текущий ремонт по наличию трещин в боковых рамах тележки приходится на продукцию ОАО "НПК "Уралвагонзавод" - 41% (по данным за 5 месяцев 2011 года).

Основная роль в создании новой техники должна принадлежать науке. Организовать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу в области создания высококачественных грузовых вагонов необходимо таким образом, чтобы с наибольшим эффектом использовать научный и финансовый потенциал отрасли. Процесс создания и внедрения новой железнодорожной техники должен из спонтанного, эпизодического превратиться в непрерывный самоорганизующийся процесс.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.08.11Пути выхода