21-12-12 / 2012
Новости отрасли
Основное конкурентное преимущество Транссибирского маршрута по сравнению с морским, заключается в скорости доставки грузов

Чтобы укрепить эту позицию, необходимо развивать электронный документооборот и совершенствовать взаимодействие железной дороги с таможней.

Электронный поезд

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, выступая на XXI Пленарном заседании международной ассоциации "Координационный совет по транссибирским перевозкам" (КСТП), в качестве двух приоритетных направлений развития контейнерного бизнеса в России, направленных на укрепление конкурентных позиций транссибирского маршрута на международном рынке транспортно-логистических услуг, на период до 2020 года назвал развитие экспортно-импортных перевозок и реализацию транзитного потенциала. При выполнении этих условий уровень контейнеризации железнодорожных перевозок в России может увеличиться, по различным оценкам, в 1,3-1,7 раза к 2015-му. В целом для железных дорог России среднегодовой прирост может составить от 8 до 10%.

Вместе с тем для реализации амбициозных планов требуются новые решения в части совершенствования и повышения эффективности работы всех участников перевозочного процесса. Это подразумевает сокращение сроков доставки грузов по ТСМ, уменьшение времени обработки поездов на пограничных станциях, упрощение и ускорение процедур оформления перевозочных и таможенных документов. Одним из таких решений, как отметила генеральный директор ЦФТО Елена Кунаева, является внедрение новых информационных технологий, позволяющих осуществить переход на электронный документооборот с сопредельными железнодорожными администрациями, участвующими в перевозке по Транссибу, а также с контролирующими органами причастных государств.

В Концепции развития транссибирских перевозок до 2020 года в качестве приоритетной задачи ОАО "РЖД" называется развитие электронного документооборота в части оформления перевозочных документов в международном сообщении. Это необходимо для дальнейшего совершенствования технологии и организации перевозок транзитных и внешнеторговых грузов по ТСМ, а также информационного обеспечения перевозочного процесса.

В рамках проекта "Электронный поезд" ОАО "РЖД" прежде всего ищет пути для внедрения электронных перевозочных документов с железнодорожными администрациями Беларуси и Казахстана. На данный момент уже применяется безбумажная технология при оформлении перевозочных документов на перевозки внутри России. По данным ЦФТО, к инфраструктуре электронной цифровой подписи подключены все 2997 станций сети российских железных дорог, открытые для грузовых операций; в системе ЭТРАН в режиме ЭЦП работают свыше 2,9 тыс. внешних предприятий; количество пользователей электронного документооборота составляет свыше 35 тыс. человек; среднемесячно с использованием ЭЦП оформляется около 1,5 млн первичных документов.

Для отработки схемы применения электронных документов на перевозки в международном сообщении ОАО "РЖД" были заключены двусторонние соглашения с железнодорожными администрациями Финляндии и Латвии. На их основании осуществляется электронный обмен документами при перевозке порожних приватных вагонов (из Финляндии в Россию и обратно - с 2011 г., из Латвии в Россию - с апреля 2012 г.).

В ближайшее время аналогичная схема будет работать в сообщении с Литвой.

Следующим шагом в развитии электронного документооборота станет переход на применение электронных перевозочных документов на перевозки грузов и порожних приватных вагонов между Россией и железнодорожными администрациями Беларуси и Казахстана. С Белорусской железной дорогой (БЧ) достигнуты соответствующие договоренности в части согласования варианта взаимодействия. Разработаны и проходят рассмотрение сторонами проекты документов, регламентирующих технологию и порядок взаимодействия сторон при электронном обмене документами при перевозках порожних и груженых вагонов. На первом этапе перевозки будут осуществляться на согласованном полигоне внедрения ст. Ковдор (РЖД) - ст. Центролит (БЧ).

Параллельно ОАО "РЖД" проводит работу с администрацией Казахстана по переходу на электронный документооборот. По сведениям НК "Казакстан темiр жолы", в настоящее время в республике полностью еще не внедрена система электронизации перевозочных документов. Тем не менее между РЖД и КТЖ достигнута договоренность о поэтапном переходе на безбумажную технологию.

Сначала предполагается ввести электронный документооборот при оформлении перевозочных документов на пилотном полигоне, включая перевозки порожних приватных вагонов из Казахстана на территорию РФ по уже действующему варианту взаимодействия, аналогичному организации электронного документооборота с Финляндией и Латвией.

В дальнейшем запланирован переход на полный электронный документооборот между странами при перевозках как порожних приватных вагонов, так и грузов с использованием ЭЦП.

По единой накладной

Ускорить продвижение грузов по ТСМ позволит также упрощение и сокращение времени на осуществление процедур обработки поездов на пограничных станциях за счет совершенствования процесса таможенного оформления. Так, в рамках рабочей группы, состоящей из специалистов РЖД и ФТС России, утверждены совместный план и документация, регламентирующая порядок взаимодействия при электронном обмене данными и документами между РЖД и таможенными органами РФ. Кроме того, определены полигоны внедрения, а также перечень участвующих в них клиентов при вывозе и ввозе товаров на территорию Таможенного союза.

Сначала будет отрабатываться технология электронного документооборота с таможенными органами при убытии товаров с территории ТС в рамках выделенных для участия в проекте полигонов пограничных станций Бусловская и Светогорск (при перевозках в Финляндию), Посинь (в Латвию) и Наушки (в КНР). Перевозки в опытный период будут осуществляться крупными грузоотправителями со станций Октябрьской, Горьковской, Куйбышевской и Восточно-Сибирской железных дорог. В свою очередь, начать отработку безбумажной технологии при осуществлении таможенных операций при прибытии товаров на территорию ТС планируется в мае 2013 года.

Реализация этих проектов, по словам Е. Кунаевой, создаст реальные предпосылки для расширения полигонов использования электронной накладной при перевозках по другим государствам (помимо России, Беларуси и Казахстана), входящим в евразийские железнодорожные коридоры и являющимся сухопутными мостами между бурно развивающимися экономическими районами АТР, включая Китай, и странами Евросоюза. Также это позволит замкнуть информационное пространство и содействовать появлению электронных перевозочных документов на всех фазах международной перевозки.

При этом необходимо обеспечить ускоренное беспрепятственное продвижение грузопотоков через пограничные переходы, которые сегодня создают определенные барьеры. Учитывая, что основные причины возникновения таких барьеров связаны с недостатками оформления перевозочных и сопроводительных документов, рабочая группа КСТП по развитию информационных технологий при поддержке ОСЖД, МСЖД и ЦИТ активно сотрудничает с причастными железными дорогами, экспедиторами, таможенными органами и другими участниками перевозок. При этом апробируются все предлагаемые инновационные инициативы, которые направлены на совершенствование международных грузовых железнодорожных перевозок.

К примеру, внедрение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС является единственным успешно реализованным международным проектом по унификации правовых процедур железнодорожных перевозок грузов, обеспечивающим беспрепятственные перевозки по железным дорогам, применяющим западное и восточное транспортное право, без переоформления в пути следования. Подтверждение Министерством железных дорог Китая использования накладной ЦИМ/СМГС с 1 января 2012 года на погранпереходах Эрлянь, Алашанькоу и Маньчжурия расширило географию проекта ЦИТ/ОСЖД "Транспортно-правовая интероперабельность ЦИМ/СМГС" на Восток и придало ему статус трансконтинентального. "Присоединение к проекту ЦИМ/СМГС крупнейших государств со значительным потенциалом экономического роста - таких как Китай, Монголия, Казахстан - способно сделать качественный прорыв в направлении правовой гармонизации железнодорожных перевозок в Евразии", - отметил В. Якунин.

В ноябре 2012 года по маршруту Чунцин (КНР) - Дуйсбург (Германия) через территорию России осуществлен пробег первого пилотного контейнерного поезда с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Проект организован под эгидой ОСЖД Белорусской железной дорогой, НК "КТЖ" (Казахстан), АО PKP Cargo (Польша), ОАО "РЖД", Министерством железных дорог Китая и DB Schenker Rail (Германия). Поезд в составе 42 сорокафутовых контейнеров с продукцией компаний Acer и ASUS и товарами народного потребления прочих производителей стартовал 31 октября, а 16 ноября прибыл в пункт назначения.

Демонстрационный пробег контейнерного поезда позволит проанализировать использование унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, выявить реальные преимущества данных документов при осуществлении трансконтинентальных перевозок по маршруту Китай - Западная Европа как важного инструмента по облегчению пересечения границ.

Надо сказать, что Чунцин - Дуйсбург является уже апробированным маршрутом: до использования унифицированной накладной ЦИМ/СМГС по нему проследовало более 20 поездов с применением двух отдельных накладных. В июне 2012 года между ОАО "РЖД Логистика", Schenker China Ltd., АО "Казтранссервис", Chongqing Transportation Holding (Group) Co., Ltd и China Railway International Multimodal Transport Co., Ltd. официально зарегистрировано СП по организации контейнерных перевозок грузов по маршруту Чунцин - Дуйсбург.

Дальнейшее развитие этого и других проектов по организации контейнерных поездов с использованием новейших информационных технологий, а также облегчение таможенных процедур, по оценкам экспертов, позволит повысить конкурентоспособность Транссиба.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер20.12.12Транссиб: электронизация сервисов