В холдинге "РЖД" одной из основных задач является развитие цифровых технологий. При этом акцент ставится на импортозамещении. Идут поиски новых партнеров среди российских ИТ-компаний, а также рассматривается возможность продажи другим крупным корпорациям в РФ и других странах уже готовых кейсов на основе разработок ОАО "РЖД".
Что трансформируем на РЖД В ОАО "РЖД" имеются свои наработки в рамках нацпроекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства", сообщил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин. Одним из достижений названо создание системы управления ресурсами предприятия. Через СУРП проходит 260 тыс. пользователей. В обороте – более 300 млн документов в год.
Другой проект, на который указал Е. Чаркин, – это создание новой ERP-системы ОАО "РЖД". Ранее она базировалась на продуктах SAP, которые перестали поддерживаться зарубежным поставщиком и использовались, по сути, в замкнутом контуре. По данным экспертов, на 2021 год продукты SAP занимали 45% российского рынка ERP-систем. Поэтому, как считают в ОАО "РЖД", опыт железнодорожного холдинга может быть полезен другим корпорациям в РФ.
В прошлом году у аналитиков звучало достаточно скепсиса по поводу идеи перевода ОАО "РЖД" на 1С, поскольку изначально продукт позиционировался как решение для малого бизнеса. Однако в итоге удался вариант грандиозного масштабирования отечественного софта. Сейчас, по данным источника в холдинге, к 1С подключено 130,7 тыс. пользователей. Напомним, ранее сообщалось, что SAP охватывало 250 тыс. пользователей. Уточняется, что создается, по сути, новое решение. И подобные кейсы планируется предлагать для продажи в других отраслях (атомной энергетике, например). Перевод на новую платформу блоков финансов и кадров считается непростой задачей. По данным источника в ОАО "РЖД", только в 2023 году холдинг обучил работе в новой ИТсреде более 500 специалистов, ранее работавших в SAP. Поскольку разработки оцениваются как новаторские, внедрение 1С сопровождается существенными затратами, которые сопоставимы с внедрением зарубежных корпоративных систем. Отсюда и стремление к поиску парт неров. В феврале 2023 года ОАО "РЖД" зарегистрировало АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ). В апреле 2024 года у НЦК ИСУ появились сторонние учредители (ПАО "Газпром нефть", ООО "Т1").
Еще одна разработка в рамках перехода на импортонезависимую инфраструктуру – АС ЭТРАН НП. Это новая версия программы, работающая на любом клиентском устройстве, где есть современный веб-браузер. Собственно, добавленная к привычному названию аббревиатура "НП" так и расшифровывается – "новая платформа". В нее встроена, как и было прежде, простая электронная цифровая подпись. Но предусмотрен вариант использования и плагина с ключами электронной подписи в АРМ ППД (продукт от КриптоПро для браузеров). На АС ЭТРАН НП, как отметили в ОАО "РЖД", по этапно переводились те электронные документы, которые используются для сопровождения железнодорожных перевозок.
Сетевые эффекты, или Куда ведет ИИ Есть и другие новинки. Искусственный интеллект не имеет отношения к интеллекту как таковому. Это набор технологий с математическим аппаратом для получения определенного эффекта, считает начальник департамента информатизации ОАО "РЖД" Кирилл Семион.
Он подчеркнул, что технологии, внедряемые на РЖД, должны непременно приносить экономический эффект. В качестве примера была приведена система для анализа и диагностики состояния инфраструктуры. К. Семион признал наличие локальных дефицитов инфраструктуры. Скажем, из-за проведения ремонтных работ на участках сети. При этом средства диагностики пути выдают для анализа данные о состоянии железных дорог. Соответственно, можно сделать вывод о том, уложились ли ремонтники в отведенные им окна, чтобы обеспечить перевозки согласно плану, или нет. И для анализа данных сегодня требуется меньше персонала, чем было занято ранее. Холдингу помог искусственный интеллект. Можно, конечно, при этом рассуждать о несостоявшихся объемах пропуска грузов, о том, имелись ли тут потери, которых можно было избежать. Но это уже другой вопрос. Суть в том, что искусственный интеллект помог перевозчику сократить потери холдинга при организации ремонта на сети. Кроме того, работу ремонтников можно фиксировать на видеокамеру. В таком случае искусственный интеллект способен проанализировать степень экипировки бригад, рационально ли использовался инструмент, и эффективность нормирования выполняемых операций. При накоплении статистики можно сделать вывод о внесении поправок в нормативы, позволяющие сэкономить время на определенных операциях.
В ОАО "РЖД" не случайно озаботились тем, что задачи импортозамещения не должны отодвигать на второй план тему технологического развития. За рубежом ведь не стоят на месте. В частности, европейское подразделение GATX сообщило о намерении добавлять телематику во все лизинговые контракты на грузовые вагоны. В базовый пакет включены устройства, предусматривающие отслеживание местоположения подвижного состава в онлайн-режиме с помощью GPS-датчиков X-Rayl. Для взаимодействия с датчиками, обработки, хранения и предоставления запрашиваемых клиентами данных создается облачная платформа Kasasi, которая может быть интегрирована с другими системами. Расширенный пакет содержит широкую палитру датчиков, в том числе для определения нагрузки вагона, фиксации ударов, положений люков и замков, температуры комплектующих устройств, а также передачи данных отслеживания в системы планирования перевозок. В США GATX совместно с шестью вагоностроителями и перевозчиками участвует в СП RailPulse – в проекте создания аналогичной системы телеметрии с датчиками ZTR. В Минтрансе РФ пока лишь фиксируют рост спроса на спутниковые сервисы, который в России опережает предложение систем геопозиционирования, онлайн-передачи данных и дистанционного зондирования земли. Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов отметил, что без космических данных развитие макроэкономики невозможно. Речь идет о расширении сервисов на основе системы "ЭРА ГЛОНАСС" – в частности, применении технологий с обратной связью (Openloop) для мониторинга грузов в условиях переориентации логистических потоков. цитата "Спрос на ИТ-технологии, используемые ОАО "РЖД", может сформироваться и в других странах. Это подразумевает трансформацию импортозамещения, проводимую в холдинге, в стратегию на технологическое лидерство, основанное на лучших бизнес-практиках при внедрении цифровых систем". Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Технологии, внедряемые на РЖД, должны непременно приносить экономический эффект. В качестве примера была приведена система для анализа и диагностики состояния инфраструктуры
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 26.07.2024 |