27-04-15 / 2015
Новости отрасли
Организация поставок из Китая: хороший расчет – и никакого мошенничества

Сейчас самое подходящее время для того, чтобы пересмотреть свои логистические цепочки и провести оптимизацию там, где это возможно. Ведь непростая экономическая ситуация внесла свои коррективы в движение грузопотоков. А введение взаимных санкций между ЕС, США и РФ привело к тому, что некоторым компаниям пришлось искать новых поставщиков и менять отработанные годами бизнес-процессы. Пойдет ли на пользу российско-китайским контактам кризис в российско-американских и российско-европейских отношениях?

Бытует мнение, что Россия - основной потребитель китайской продукции, но это не совсем так. Часть товаров из Поднебесной просто проходит транзитом по нашей территории. Большинство, правда, оседает. Но есть и некоторые виды грузов, экспорт которых из РФ в Китай осуществляется практически в промышленных масштабах.

По мнению коммерческого директора FMG Shipping & Forwarding Егора Жихарева, в ближайшее время импорт в Россию из КНР вряд ли будет расти. В принципе, грузопоток из стран АТР в РФ сокращается сейчас по многим причинам. "По разным оценкам, падение объема ввозимых товаров за I квартал 2015 года составило от 15 до 50%. Как трактовать эту информацию? Скорее всего, это отложенный спрос и замороженные проекты", - оценивает ситуацию Е. Жихарев.

По словам представителя логистической компании, сначала на этом направлении снизился объем поставок оборудования, а также всех дорогостоящих изделий, потому что в условиях неопределенности и скачкообразности курса рубля стало очень трудно планировать долгосрочные проекты. Затем значительно уменьшились поставки товаров народного потребления, в частности продукции химической промышленности. "Многие компании до начала 2015 года максимально работали на склад и сейчас придерживаются одной из двух стратегий: продать товар по демпинговой цене или придержать его сбыт до тех пор, когда у всех закончится запас, а затем выйти на рынок с максимально выгодным для себя предложением", - рассуждает Е. Жихарев.

В то же время надо отметить, что поток импорта продукции, которая не попала под санкции, стабилен. "Такие товары, как электроника и мелкая бытовая техника, будут по-прежнему ввозиться из-за рубежа, как и то сырье, которое по разным причинам у нас не добывается", - уверен директор Северо-Западного филиала компании Fabrik Corporation Ltd Сергей Алмазов. Он также отмечает, что за последние полгода на рынке происходит не столько импортозамещение, сколько переориентация с европейских рынков на азиатские.

Более того, постепенно набирает обороты экспорт из России в Китай. "Многие компании, которые раньше этим не занимались, сегодня проявляют небывалый интерес к зарубежным рынкам. Цены на экспортный товар очень конкурентны, все хотят заниматься экспортом. Основные номенклатуры - это древесина, пиломатериалы, фанера, каучук, черные металлы и другое сырье, которое, в принципе, и раньше экспортировалось", - рассказывает директор по развитию компании FMG Shipping & Forwarding Инна Жукова. Впрочем, в последнее время увеличился экспорт не только традиционных грузов. По наблюдениям директора по маркетингу SPSR Express Алексея Жукова, в странах АТР вырос интерес к российским продуктам питания. "Они высоко ценятся на Востоке, а некоторые из них, простые и обыденные для нас, считаются деликатесами. Этот тренд только набирает обороты. Надо отметить, что росту интереса во многом способствовала девальвация рубля", - подчеркивает А. Жуков.

Каждая перевозка по-своему уникальна, а критерии доставки у каждого импортера разные, поэтому универсального решения не существует. Основные каналы связи Северо-Запада России и Китая - это морской транспорт. Он самый массовый, дешевый и стабильный. "Объем перемещаемого груза на этом маршруте уменьшился в 2 раза, в то время как количество судов не сократилось. Следовательно, начинается борьба за груз, и линии стараются проявлять гибкость. Если раньше котировка ставок и тариф на перевозку могли действовать месяц или пару недель, то сейчас ситуация может меняться каждые 3-4 дня. Необходимо постоянно мониторить ситуацию и выбирать самые выгодные варианты", - рекомендует Е. Жихарев.

Другой способ сэкономить время и деньги - внимательнее изучить карту страны. По словам Е. Жихарева, если задуматься, то для транспортировки из Шанхая в Санкт-Петербург существует несколько альтернативных вариантов, позволяющих сократить транзитное время доставки груза на Северо-Запад. "Океанское судно идет без перегрузов до Новороссийска. Декларируемое время в пути - порядка 30 дней. Плечо Новороссийск - Санкт-Петербург - это не более 2,5 суток автотранспортом, а также несколько дней на таможенное оформление. То есть за счет таких простых вещей можно сэкономить неделю", - отмечает он. Другие эксперты заявляют, что основная потеря времени приходится на перегруз, поэтому при построении маршрута также необходимо учитывать и этот фактор.

За последние 10 лет товарооборот между Россией и Китаем вырос в 5,5 раз. По сей день КНР остается нашим надежным торговым партнером. Однако сегодняшняя ситуация требует оперативных и нестандартных решений. И ведущие игроки рынка перевозок товаров из Китая сейчас подстраиваются под новые условия, ведь их дальнейшая конкурентоспособность и комфортное существование напрямую зависят от того, насколько выгодное предложение по доставке продукции как из Поднебесной, так и в обратном направлении они смогут организовать. А введение санкций со стороны ЕС и США в отношении России лишь ускорило эту тенденцию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру27.04.2015