10-12-14 / 2014
Новости отрасли
Опыт применим

ТПП рекомендует правительству воспользоваться опытом и разработками ОАО «РЖД», внеся в закон «О стратегическом планировании в РФ» поправку об использовании межотраслевых балансов. Решение принято на семинаре палаты по развитию методологии прогнозирования экономики страны.

Правительству предлагают узаконить межотраслевые балансы. Как пояснил старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, межотраслевой баланс – краеугольный камень, который лежит в основании финансового плана и инвестиционной программы компании.

«Если бы не межотраслевой баланс, нам не удалось бы защитить грузовую базу проекта модернизации БАМа и Транссиба, – говорит Вадим Михайлов. – Нас постоянно спрашивали, откуда мы взяли цифры прогнозируемого грузопотока и не являются ли они просто завышенным желанием грузоотправителей. Мы доказали, что показатели основываются на научном подходе и имеют реальные основания».

Несмотря на противодействие либерального крыла правительства, летом этого года удалось принять закон «О стратегическом планировании в РФ», который предполагает обязательность развития экономики и социальной сферы на основе разработанных стратегий. Однако там не оказалось понятия межотраслевых балансов, что в значительной мере снижает научную эффективность разрабатываемых стратегий и прогнозирования.

Несколько лет назад РЖД с помощью ведущих научных институтов возродили эту методику балансирования спроса и предложения. Она является наиболее точной, поскольку использует различные варианты прогнозов и их согласования.

«Если эта идеология не перейдет на уровень государственного стратегического планирования, нам в дальнейшем будет очень нелегко защищать свои инвестиционные программы, – замечает Вадим Михайлов. – У нас зачастую выдается лицензия на разработку месторождения, и никого не волнует, есть ли там достаточные пропускные возможности железной дороги, возможно ли протянуть ЛЭП. Все вопросы инфраструктуры намереваются решить потом».

Заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин, который участвовал в разработке и принятии закона «О стратегическом планировании», сообщил, что проект из-за позиции Минфина и Минэкономразвития оказался выхолощен. Между тем качество правительственных целевых программ таково, что их просто невозможно увязать друг с другом. Просто нет адекватной методологии расчетов.

«Большим достижением является уже то, что в законодательный оборот вообще введено слово «планирование», оно встретило просто яростное сопротивление наших оппонентов, – говорит Павел Дорохин. – Однако уже видно, что вектор развития меняется. Сейчас мы работаем над законом о промышленной политике и тем, чтобы создать орган наподобие Госплана, потому что без этого говорить о планировании и взаимоувязке развития бессмысленно».

Павел Дорохин сообщил, что поправка о необходимости использования методологии межотраслевого баланса уже рассматривалась в комитете. Над ней будут работать.

В рекомендациях ТПП Минэкономразвития также значится: организовать разработку на ежегодной основе таблиц «Затраты – Выпуск», чтобы формировать официальную статистическую информацию о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики.

Само ОАО «РЖД», как пояснил заведующий отделением развития транспортного рынка Института экономики и развития транспорта ОАО «РЖД» Алексей Замковой, намерено развивать методику. Исходя из особенностей грузопотоков она нуждается в ежегодном обновлении и развитии ее отдельных направлений, в том числе и региональных. Кроме того, компания имеет возможность развивать лишь ее транспортный сегмент, а для государственного управления необходим более широкий охват по отраслям. Поэтому ТПП рекомендует Минэкономразвития организовать разработку прогнозных межотраслевых балансов и в целом обеспечить необходимый уровень открытости статистической и прогнозной информации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.12.2014