29-10-12 / 2012
Новости отрасли
Оптимизация транспортных потоков снизит нагрузку на экономику страны

Виктор Галабурда, профессор МИИТА, д.э.н.: Структурная реформа железнодорожного транспорта привела к существенному изменению системы формирования спроса на перевозки грузов и импользования подвижного состава.

Перешедший к собственникам вагонный парк, как и ожидалось, используется компаниями-операторами главным образом в собственных бизнес-интересах, что резко ухудшило показатели использования общей инфраструктуры. Оборот грузового вагона возрос вдвое, достигнув 14 суток.

Увеличился порожний пробег вагонов, а ожидаемого снижения транспортной нагрузки на экономику за счет конкуренции не произошло. К тому же вырос объем встречных, чрезмерно дальних и других нерациональных перевозок грузов. По ориентировочным расчетам, их объем составляет примерно 10% годового грузооборота железных дорог. Потери грузовладельцев и экономики страны в целом от этого оцениваются примерно в 80 млрд руб.

Операторы вагонов не видят общей картины складывающихся грузопотоков в стране, поэтому выбирают случайные или привычные связи с грузоотправителями. В результате на $1 ВВП в нашей стране приходится более 5 ткм в год, а в США - всего 1 ткм при соотношениях объемов перевозок и размеров площади примерно два к одному.

Специфика отрасли такова, что планирование перевозок и оперативное управление подвижными средствами должно оставаться за инфраструктурой по согласованию с грузовладельцами. К сожалению, в последнее время эти положения нарушаются собственниками вагонов, которые хотят получать прибыль не столько за счет качества вагонного сервиса, сколько за счет выбора более выгодного маршрута. В связи с этим для огромной территории России установление оптимальных транспортных связей является очень важным экономическим фактором.

Компания "РЖД" принимает активные усилия по сохранению единого процесса оперативного планирования грузовых перевозок в системе ЦФТО на основе агентских и арендных соглашений. Эффективность централизованного управления вагонным парком диспетчерами ОАО "РЖД" на общей инфраструктуре огромного пространства нашей страны очевидна.

Вместе с тем интересы национальной экономики требуют более эффективного использования транспортных ресурсов, создания оптимальной системы управления материальными потоками с применением современных методов маркетинга и логистики. В отрасли имеется большая информационно-аналитическая база, сеть вычислительных центров. В ЦФТО созданы система ЭТРАН и электронная торговая площадка, позволяющие операторам вагонов выбрать наиболее эффективные транспортные связи, в том числе и для загрузки порожних направлений.

Однако в этом процессе отсутствует оптимизация материальных потоков, не ведется работа по устранению нерациональных перевозок. Необходимы маркетинговый анализ транспортных связей и разработка оптимальных схем грузопотоков на основе материальных транспортно-экономических балансов регионов по основным видам продукции. Они должны готовиться в виде рекомендаций как альтернатива сложившимся транспортным связям. Оптимальные схемы перевозок должны быть согласованы с потребителями транспортных услуг. Поэтому в их разработке должны участвовать представители Минэкономразвития и собственники предприятий основных грузообразующих отраслей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.10.12Рациональная схема