17-09-24 / 2024
Новости отрасли
Оптимальное сочетание погрузки и транзита

Начальник Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александр Грицай – более 30 лет в отрасли. Он предложил коллективу магистрали девиз "На работу с удовольствием, а с работы – с удовлетворением!" и был поддержан. В интервью главному редактору газеты "Гудок" Денису Кравченко он рассказал о кадровом блоке, лучших практиках, специфике логистики ЗСЖД, сервисах для пассажиров, а также о перспективных технологиях.

– Александр Валерьевич, ваша жизнь неразрывно связана с Западно-Сибирской железной дорогой. В чем заключается специфика работы на ЗСЖД? Не хотели бы перейти на другую дорогу?

– Я отдал магистрали 30 лет. При этом в определенные периоды времени были предложения перебраться в другие регионы. Однако стальная магистраль для меня – это не здания и сооружения, это прежде всего люди. Когда много лет работаешь на одной дороге, то, естественно, здорово познаешь местные менталитет, характеры и традиции. Еще мы единственная магистраль, на полигоне которой расположены два отраслевых вуза со своей сетью учебных подразделений (СГУПС и ОмГУПС. – Ред.). В результате большая часть наших кадров родились и учились здесь, в Сибири. Немаловажную роль играют личное общение и традиции, зародившиеся на ЗСЖД, с которыми ты растешь как профессионал. Кстати, у нас никогда не было руководителей не из Сибири. Каждый из моих предшественников вырос здесь. Все это естественным образом сказывалось и сказывается на результатах работы дороги и ее достижениях. Для меня трудиться на родной магистрали ценно еще и потому, что четко понимаю, какой результат именно с этим коллективом могу достичь, чего от коллег ждать. И это работает в обе стороны. Меня тоже тут все знают.

– Вы часто встречаетесь с трудовыми коллективами? Насколько значим для вас диалог с тружениками?

– Встреча с коллективом – это важный инструмент работы. Информация из первых уст часто бывает более достоверной, чем в любых справках и отчетах. Учитывая масштабы дороги, какие-то предложения, идеи, проблемные вопросы от рядовых сотрудников просто физически не всегда могут дойти до начальника дороги. Поэтому уделяю приоритетное внимание встречам со специалистами рабочих профессий, особенно с руководителями среднего звена. Буквально сегодня я вернулся с комиссионного осмотра дороги, в рамках которого был в том числе и на станции Белый Яр – это самая северная точка нашей магистрали. Пообщался с руководителями, тружениками коллективов. Эти диалоги дают хорошую почву для размышлений и принятия верных решений. Добавлю, что в моем графике есть встречи не только с трудовыми коллективами, но и с ветеранами. У наших старших товарищей много идей и предложений, они по-прежнему неравнодушны к работе отрасли. Такие встречи – это еще и дань уважения поколению, которое строило, развивало дорогу, заложило основу, крепкий фундамент сегодняшних результатов.

– Какая у вас кадровая политика в отношении молодых специалистов? Есть ли программы интеграции и наставничества?

– ЗСЖД считается одной из самых "молодых" дорог. 37% коллектива – сотрудники в возрасте до 35 лет. Полагаю, что нужно с помощью разных инструментов повышать лояльность молодежи. Рассказать о преимуществах работы, обозначить перспективы карьерного роста и предоставить максимум возможностей для самореализации. С начала года более 2 тыс. человек приняли участие в адаптационных встречах. Для молодого поколения в этом году провели уже свыше 200 мероприятий, по всему спектру тем – от творческих до рационализаторских.

Поделюсь одним из проектов, который я курирую лично. Это молодежный кадровый резерв "Будущее магистрали". Уникальность проекта в том, что абсолютно каждый молодой работник может рассказать о себе, подав заявку на Сервисном портале. Среди кураторов не только я, но и мои заместители, руководители ключевых дирекций. В течение года для ребят-резервистов проходят обучающие мастер-классы, тренинги, экскурсии. Но, конечно, самое интересное, по отзывам молодых сотрудников, это встречи с кураторами. Для ребят – это возможность перенять опыт, задать любые волнующие вопросы, озвучить свои идеи. Для нас, руководителей, – это способ получить из первых уст обратную связь. И, конечно, отметить перспективных сотрудников, мотивировать к дальнейшему развитию. Могу сказать, что за пять лет в мой резерв по итогам конкурсного отбора были включены 42 человека, более половины уже получили предложения по продвижению в должности. Мы с ними встречаемся, слежу за профессиональным становлением коллег.

– Как вы оцениваете темпы развития инженерной мысли, внедрения инноваций на полигоне дороги?

– Вот уже более десятка лет ЗСЖД держит первенство по инженерной деятельности среди всех железных дорог. Это комплексная оценка, которая учитывает проводимую работу по рационализаторской, природоохранной, инвестиционной деятельности и другим показателям. Достижению такого результата способствует в том числе новаторский климат, который царит на дороге. У нас есть свои инновационные площадки, которые аккумулируют не только внутрихолдинговую деятельность, но и внешнюю среду. Речь идет о технопарках в Новосибирске, Кузбассе и на Алтае, государственных университетах. Мы сначала рассматриваем серьезные разработки, после чего тиражируем их на уровне дороги. Далее принимаются решения о том, будут ли разработки тиражироваться на сети. Если на других магистралях встречаются уникальные технологические решения, мы их тоже можем себе взять в работу. Таким образом, идет взаимный обмен лучшими практиками. Главный подход, которым мы руководствуемся, – каждый существующий технологический процесс не статичен, должен постоянно подвергаться анализу.

– Александр Валерьевич, а железнодорожные медиа, такие как "Гудок", помогают вам в обмене лучшими практиками?

– Газету "Гудок" я читаю каждый день на протяжении 15 лет. Конечно, ознакомляюсь со статьями, в которых рассказывается о новой технике и технологиях. Так, узнал про новое решение на той или иной дороге и, если заинтересовало, звоню своим замам или другим ответственным за направление: "А как у нас идет работа в этой части?" Всегда с особым интересом читаю опубликованные интервью коллег.

– Давайте поговорим о текущем положении дел. Сегодня ЗСЖД считается погрузочной дорогой: она расположена в границах шести субъектов РФ, богатых ресурсами. Данный статус сохраняется? Или вы теперь транзитная магистраль?

– До 2021 года ЗСЖД считалась в основном погрузочной. Технология сети ОАО "РЖД" строилась на том, что на дорогу прибывает порожний подвижной состав под погрузку. Сегодня грузовая база не сильно изменилась, а транзит значительно вырос. Наглядно этот рост показывает статистика последних 5-7 лет. Так, если по итогам работы за 2018 год доля транзита в общем грузообороте составляла 18,4%, то уже два года спустя – 21%. На текущий момент за восемь месяцев она еще выросла и составила 26%. Наряду с этим Западно-Сибирская сегодня обеспечивает 23% всей погрузки "Российских железных дорог". Значительная часть магистрали (2367 км) – это участок Транссиба. Поэтому одновременный рост транзита и грузовых перевозок во внутрироссийском сообщении на фоне переориентации грузопотоков на восток стал вызовом для нас и потребовал определенных изменений технологий работы. В результате слаженных действий команды ЗСЖД и центрального аппарата мы смогли найти быстрые и своевременные решения, позволившие освоить транзитный вагонопоток и сохранить большую долю погрузки. Поэтому, отвечая на вопрос, правильнее сказать, что сегодня мы погрузочная дорога с высокой долей транзита.

– Какие перспективы развития дороги вы сегодня видите? Какие проекты хотели бы реализовать?

– Реализованные на Транссибе инфраструктурные проекты дают мультипликативный эффект для самых разных отраслей экономики. Учитывая этот факт, могу сказать, что у дороги хорошие перспективы. В условиях сегодняшней трансформации логистики одним из ключевых факторов развития является рост контейнеризации перевозок через МТК Запад – Восток. Нами разработаны предложения по модернизации станций транссибирского хода для вождения контейнерных поездов длиной до 142 условных вагонов. Усилия дороги сосредоточены на увеличении возможностей вывоза перспективных объемов грузов из Кузбасса и Новосибирской области. Напомню, что мы примыкаем к Восточному полигону и находимся в центре транзитных потоков. Однако наши пропускные способности на пределе и даже где-то уже превышают 100%. Необходимо строительство как вторых, так и третьих путей на различных участках. Важным инфраструктурным проектом должно стать и строительство второго железнодорожного мостового перехода через реку Обь. Этим летом выступал на Ассамблее начальников железных дорог ОАО "РЖД", мой доклад был посвящен широкому внедрению малолюдных технологий. Я назвал ряд позиций, где за счет автоматизации, использования новой техники, пересмотра технологии и нормативных требований мы можем перевести людей на другую работу, тем самым снизив потребность в кадрах, дефицит которых есть на рынке. Считаю, что в сегодняшних реалиях с трудовыми ресурсами необходимы решения стратегического характера. Речь идет о техническом перевооружении и широком внедрении безлюдных или малолюдных технологий, в первую очередь в наших внутренних производственных процессах, где не требуется непосредственное личное взаимодействие с клиентом – пассажиром, грузоотправителем или грузополучателем. К примеру, применение систем удаленного управления стрелочными переводами, устройствами СЦБ, закрепления вагонов и так далее.

– За счет чего у вас сегодня растут пассажирские перевозки?

– В 2023-м мы перевезли во всех видах транспорта чуть менее 40 млн пассажиров. В этом году цифры приблизятся к 44 млн. Положительная динамика складывается из системной работы по развитию пассажирских перевозок, повышению качества обслуживания, уровня сервиса, доступности для населения. Росту пассажиропотока способствует и запуск новых маршрутов. Так, совместно с органами власти Новосибирской области и Алтайского края в 2023 году мы назначили два новых пригородных маршрута, которые стали востребованными у населения. Сегодня это одни из самых протяженных маршрутов на сети: Новосибирск – Татарская (458 км), Барнаул – Славгород (395 км). С момента их запуска перевезено уже более 1,5 млн пассажиров. Вторая причина – достаточно активное обновление подвижного состава. С 2021 года на дорогу поступило 30 новых пригородных поездов, а это треть всего парка моторвагонного подвижного состава. В рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД" получило 61 вагон локомотивной тяги для перевозок на тепловозных ходах пригородных пассажиров. Можно говорить о практически полном обновлении этого вида подвижного состава. До конца текущего года на дорогу поступят еще три новых электропоезда и 10 вагонов локомотивной тяги. Отмечу, что Новосибирск – третий мегаполис в стране по объему пригородного движения. А у пригородной компании "Экспресс-пригород", отметившей в прошлом году 25-летие, темпы роста в этом году свыше 9%. Обновляется и парк дальнего следования АО "ФПК". Недавно с губернатором Алтайского края открыли на станции Бешенцево новый пригородный вокзал. Мы сделали серьезный шаг в сторону мультимодальных пассажирских перевозок, завязав железнодорожное и автобусное движение. На территории Новосибирского региона реализованы девять таких маршрутов регулярного сообщения в направлениях районных центров. Востребованность есть.

– Как вы развиваете туристические железнодорожные сервисы?

– Пассажирский комплекс дороги активно вовлечен в процесс развития внутреннего туризма: сформированы реестры 30 турмаршрутов. С начала 2024-го перевезены более 50 тыс. человек, с ростом к прошлому году на 30%. Недавно мы запустили межрегиональный турмаршрут Новосибирск – Бийск – Шерегеш – Новосибирск. Уже состоялись две поездки, перевезли более 500 пассажиров. В периметре ЗСЖД есть свои уникальные достопримечательности: Горный Алтай с его курортами, Шерегеш. Подытоживая, считаю, что региональный туризм важен еще и как просветительская работа для нашей молодежи, которой нужно показывать места, где они живут, знакомить с историей родного края. Так что перспективы точно есть!

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.09.2024