21-10-13 / 2013
Новости отрасли
Определены сроки подготовки проекта модернизации восточного полигона

Правительство утвердило сетевой план-график по определению основных параметров модернизации БАМа и Транссиба.

Все основные вопросы должны быть решены до марта следующего года. РЖД уже подписали первое соглашение с грузоотправителем по перевозке дополнительного объема угля к дальневосточному порту.

Соглашение подписано с ООО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" о гарантированном вывозе с Элегестского месторождения в Туве 15 млн тонн угля в год через участок Междуреченск - Тайшет в порт Ванино. Для расширения этого участка ОАО "РЖД" из Инвестиционного фонда передали 41 млрд руб., который ранее планировали в рамках ГЧП предоставить частной компании для строительства железной дороги Кызыл - Курагино.

"Для нас важно то, что это соглашение является первой ласточкой в развитии тех решений, которые принимал Владимир Путин по развязыванию проблем с инфраструктурой на совещании в Кемеровской области в январе 2012 года, - заявил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - Мы работаем со всеми компаниями, которые участвовали в том совещании. Тогда многие говорили "да", но, когда дело дошло до принятия решений, это "да" ни во что не вылилось". Сейчас ОАО "РЖД" заканчивает актуализацию схемы развития БАМа и Транссиба, чтобы еще раз подтвердить грузовую базу проекта.

План-график предполагает, что к февралю следующего года будут заключены долгосрочные соглашения между РЖД и компаниями-грузоотправителями, которые обеспечат соблюдение определенных показателей грузопотока.

Как сообщил генеральный директор ОАО "Институт экономики и развития транспорта" Федор Пехтерев, проект стоимостью свыше 562 млрд руб. (из них 260 млрд предоставляет государство) включает в себя строительство более 500 км дополнительных и главных путей, 47 разъездов, двух крупных тоннелей, развитие 92 станций, усиление инженерных сооружений и электроснабжения.

К 2018 году это даст возможность увеличить пропускные способности на 55,3 млн тонн в год, из них 78% придется на Ванино-Совгаванский транспортный узел и 16% - на Приморский край. Дополнительные объемы перевозок согласовывались с 47 крупнейшими грузоотправителями, основной прирост предполагается за счет угля и руды черных и цветных металлов. Прежде, в 2012 году, было принято решение развивать железнодорожную инфраструктуру на принципах "вези или плати", однако грузоотправители весьма неохотно дают гарантии на длительный период времени, ссылаясь на непредсказуемость мировой конъюнктуры. В результате при модернизации БАМа и Транссиба и пришлось прибегнуть к дешевым заемным средствам из ФНБ и расширять пропускные возможности, исходя из консервативного сценария. Тем не менее, РЖД продолжают активно работать со всеми грузоотправителями.

Как сообщил генеральный директор ООО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" Руслан Байсаров, сейчас на Элегестском месторождении в зависимости от конъюнктуры добывается от одного до трех миллионов тонн угля в год, а вывезти больше нет возможности.

"Но как только в 2018 году можно будет транспортировать 15 млн тонн топлива, мы сразу выйдем на эти объемы, - говорит Руслан Байсаров. - В целом, мы инвестируем в проект строительства железной дороги, ГОКа, порта и сопутствующей инфраструктуры 217 млрд руб.".

Для российских компаний сейчас возможно увеличение доли лишь на рынках в Азии, емкость которых составляет 900 млн тонн в год. Доля российского топлива там составляет всего 5%, несмотря на то что оно более качественное и экологичное. Нарастить присутствие отечественных компаний мешают инфраструктурные ограничения.

Справка "Гудка"

Ноябрь: в правительство должен быть представлен доклад.

Декабрь: на конкурсной основе планируется выбрать независимого финансового консультанта для разработки бизнес-плана и финансовой модели.

Январь 2014-го: подготовка графика проектно-изыскательских работ, прохождение независимого технологического и ценового аудита.

Февраль: разработка графика строительно-монтажных работ, решение финансовых вопросов - ожидается постановление правительства о выпуске привилегированных акций ОАО "РЖД", покупке их Фондом национального благосостояния и подготовка изменений в законодательной базе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.10.13Первое соглашение