05-02-17 / 2017
Новости отрасли
Оплаченный риск

Российские производители железнодорожной техники получат компенсацию за доставку экспортной продукции.

В 2017 году государство потратит на восполнение потерь экспортеров железнодорожной техники на ее транспортировку 11,8 млрд руб. Министерство промышленности и торговли РФ уже подготовило соответствующий документ.

Законопроект о предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям железнодорожного машиностроения в целях компенсации части затрат на транспортировку продукции ведомство подготовило совместно с АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ). Документ станет частью другого комплексного постановления "О порядке предоставления субсидий для поддержки несырьевого экспорта".

Напомним, что порядок Правительство России утвердило в декабре 2016 года вместе с планом разработки отраслевых актов. Ответственные министерства уже подготовили два постановления, определяющих порядок компенсации части затрат на сертификацию продукции для выхода на мировой рынок, включая омологацию, и предоставление субсидий на регистрацию объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках, которые Правительство России утвердило также в декабре 2016 года. Теперь документ, подготовленный Минпромторгом, должен пройти общественное обсуждение.

В связи с этим комитет по экспорту и инновациям некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники" (НП "ОПЖТ") провел очередное заседание, на котором обсудил подготовку законопроекта о субсидировании части затрат на транспортировку железнодорожной продукции на внешние рынки. Предполагается, что документ утвердят не позднее 31 марта.

По словам управляющего директора по нефинансовой поддержке РЭЦ Константина Евстюхина, в 2017 году государство выделит на транспортировку экспортируемой продукции 11,8 млрд руб., на сертификацию – 340 млн руб., на регистрацию интеллектуальной собственности на зарубежных рынках – 700 млн руб., на выставочно-ярмарочную деятельность – 1,2 млрд руб.

Такая поддержка должна привести к росту экспортных показателей в секторе. К 2018 году базовые показатели, по подсчетам аналитиков Минпромторга России, вырастут в 1,5–2 раза, к 2020 году – в 4,2–4,3 раза, а к 2025 году – в 5 раз.

По мнению эксперта, транспортно-логистическая субсидия рассчитана на расширение географии поставок машиностроителей, но и существующие рынки сбыта за пределами страны попадут под компенсацию.

"За основу мы взяли аналогичный документ, касающийся субсидирования предприятий российского автомобилестроения", – заметил Константин Евстюхин.

Однако между документами есть существенное различие, считает вице-президент НП "ОПЖТ", заместитель генерального директора АО "СТМ" Антон Зубихин. Ранее государство компенсировало автомобильной промышленности затраты на логистику внутри страны, а в железнодорожной отрасли предполагается частичное субсидирование экспортных поставок. И хотя выделенных на данные цели средств достаточно до 2019 года, необходимо учесть отраслевые интересы.

"Для сравнения: доставка локомотива из Калуги в Санкт-Петербург обходится компании примерно в 88 тыс. руб., тогда как в Индию или Ирак – более 80–90 тыс. евро. Такие траты вынуждают искать другие варианты доставки", – говорит Антон Зубихин.

Директор по международной адаптации экспортных товаров РЭЦ Сергей Колдаев также добавил, что использование субсидий, по данным Министерства финансов России, должно повлечь увеличение поставок в течение трех лет. Но с такой оценкой эффективности согласились не все машиностроители.

Представитель АО "Научно-производственный центр информационных и транспортных систем" (НПЦ ИНФОТРАНС) Станислав Поповский предложил проводить оценку в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретной компании. А субсидии, по его мнению, должны распространяться также на расчеты с фирмой-посредником, работающей со стороны компании на внешнем рынке.

Несмотря на то что РЖД как потребитель заинтересованы в предоставлении государственной поддержки машиностроителям, для утверждения подобных поправок нужна действующая практика, например иностранная, уверен начальник Центра инновационного развития – филиала ОАО "РЖД" (ЦИР) Александр Зажигалкин.

Кроме того, в ходе заседания эксперты комитета пришли к выводу о необходимости разработки документа, позволяющего организовать субсидирование послепродажного сервиса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152005.02.2017