19-08-15 / 2015
Новости отрасли
Операторы ждут реакции

АО "НК "Казахстан темир жолы" КТЖ запретило подачу всех иностранных приватных порожних полувагонов казахстанским грузоотправителям на всей территории республики. Теперь собственный и арендованный подвижной состав железнодорожных администраций с территории Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении должен следовать через Казахстан только транзитом.Конвенционный запрет Казахстана на прием полувагонов осложнил грузовую работу нескольким государствам. Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) направило в адрес министра транспорта Максима Соколова обращение. Как сообщила в обращении председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова, из-за ограничения российские компании – собственники грузовых вагонов вынужденно нарушают долгосрочные договорные отношения с казахстанскими грузоотправителями, так как не могут направлять порожние грузовые вагоны на территорию республики. Коллег поддержал и Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), который направил письмо в Росжелдор, ссылаясь на то, что ограничения КТЖ противоречат соглашению о Евразийском экономическом союзе. Согласно документу поставщики из стран ЕАЭС должны иметь равные условия работы с национальными компаниями.

Как пояснил руководитель представительства КТЖ в России Владимир Захаров, речь идет только о вагонах, которые приходят под погрузку в Казахстан, транзитные могут спокойно направляться в Россию без ограничения в проезде.

"В принципе, как каждая дорога, КЖТ защищает свои интересы в условиях рынка, получая преференции в погрузке своих вагонов и перемещая грузы по территории Казахстана. Если вагоны идут из России, они проводят процедуру погрузки в установленном порядке. Никто им не запрещает въезжать и грузиться", – говорит он.

По оценке Владимира Захарова, конвенционный запрет, как и любой другой, носит временный характер. "Ограничения какой-то период просуществуют, я думаю, не самый долгий. То есть по прошествии времени условия могут быть пересмотрены. И будут сделаны исключения по стратегическим партнерам. Как и на любой дороге, это те, кто в равных условиях разрешает нам грузить у себя, мы им разрешаем действовать так же", – уточнил представитель КТЖ.

Стремление национальной компании защитить свои интересы вполне понятно. В связи со снижением объемов грузооборота из-за ухудшения ценовой конъюнктуры КТЖ в настоящий момент проводит антикризисные меры. В частности, оптимизирован бюджет расходов, снижена закупка материалов, топливно-энергетических ресурсов, объем ремонтов и сервисного обслуживания. Также рассматривается вариант введения режима неполного рабочего времени с 1 сентября.

В самом Казахстане российские грузооператоры уже ощутили последствия ограничений. Как прокомментировали "Гудку" в ТОО "ПГК – Центральная Азия" (ПГК-ЦА) ("дочка" АО "ПГК", входит в состав UCL Rail), запрет негативно отражается на грузовой работе, так как полувагоны не могут заехать на территорию республики.

"Многие российские заводы пользуются вагонами ПГК. Если какое-то ответное решение не будет принято, это может привести к тому, что многие предприятия в России, которые пользуются нашими услугами, могут остановиться. Также запрет может привести к тому, что движение на узловых станциях Казахстана будет парализовано, они будут забиты порожними вагонами. Должно быть какое-то решение", – отметили в ПГК-ЦА.

Отсутствие угольных составов угрожает энергоснабжению промышленных и жилых районов Свердловской, Тюменской, Пермской и Челябинской областей. Прежде для того, чтобы удешевить перевозку, операторы оформляли два комплекта документов, то есть делили транзитный тариф, теперь им придется оформлять полный пакет перевозочных транзитных документов. В ПГК-ЦА уточнили, что оформление полного пакета документов выходит дороже, чем при разрывном транзитном тарифе, и дополнительные расходы операторов не могут не отразиться на стоимости грузоперевозок.

В Федеральной антимонопольной службе отказались от комментариев, сославшись на то, что требуется более глубокий анализ ситуации. При этом в ведомстве уточнили, что жалоб по данному поводу к ним пока не поступало.

Как указывает Ольга Лукьянова, подобный "вагонный протекционизм" в целом по всем перевозкам, либо по отдельным видам грузов или по порожним вагонам применяется Казахстаном систематически. Поэтому НП ОЖдПС предложило Минтрансу рассмотреть возможность ответных мер. К примеру, ввести запрет на прием порожних грузовых вагонов, принадлежащих Казахстану, на всей территории России. В свою очередь, представитель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Игорь Соловьев пояснил, что КТЖ направили телеграмму в РЖД с информацией о том, что ограничения в ближайшее время будут сняты в отношении всех стран. Однако реальные сроки казахстанская администрация не уточнила.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.08.2015