02-08-21 / 2021
Новости отрасли
Операторы подвели итоги полугодия: растут погрузка, парк и ставки

В Союзе операторов железнодорожного транспорта подвели итоги полугодия. Разберем главные показатели работы железных дорог за эти шесть месяцев. Навалили грузов

Как отметили авторы обзора, в январе-июне 2021 г. экономика и промышленность восстанавливались после кризиса, связанного с пандемией коронавируса Covid-19. По данным Росстата, промышленное производство за первое полугодие 2021 г. выросло на 4,4% к аналогичному периоду прошлого года. При этом производство в перерабатывающих отраслях выросло на 6,4 %, а в добывающих в целом роста не было. "Соответственно общему росту промышленности, увеличивались погрузка и грузооборот железнодорожного транспорта", - говорится в обзоре рынка от СОЖТ.

По итогам работы в 1 полугодии 2021 года общий объем погрузки по сети ОАО "РЖД" составил 632,7 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 4,6%. Превышение погрузки над уровнем прошлого года было зафиксировано уже в марте-апреле (на 2,2 % и 6,9% соответственно), а в мае и июне восстановление стало устойчивым.

В СОЖТ отметили, что рост погрузки зафиксирован по большинству важнейших номенклатурных групп грузов.

Погрузка каменного угля выросла на 10,4% (или на 17,5 млн тонн) относительно аналогичного периода прошлого года, но при этом, по-прежнему остается ниже показателя первого полугодия 2019 года (на 0,7% или на 1,3 млн. тонн). Как отметили в СОЖТ, погрузка угля традиционно сильно коррелирует с его добычей: по итогам полугодия добыча угля выросла на 8,4% к прошлому году. Рост погрузки связан с высокими ценами на энергетический уголь в 2021 г., которые не только более чем двукратно превысили цены 2020 г., но и побили рекорды 2018 г. "Холодная зима привела к снижению запасов газа в европейских хранилищах. Так, по данным Bloomberg, объемы топлива снизились на 25% по сравнению со средним уровнем за последние 5 лет, что и вынудило ряд стран ЕС вернуться к угольной генерации. В результате, вместо продолжения тренда на отказ от угольной генерации в Европе, потребление угля в первом полугодии 2021 г. выросло в Германии, Испании и Чехии. Кроме того, как отмечают отраслевые эксперты, высокие цены на уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе поддерживаются возросшим спросом со стороны Китая", - уточняют аналитики Союза.

Погрузка черных металлов выросла на 1,4% (на 0,5 млн тонн) за счет роста спроса на продукцию отечественной металлургии со стороны зарубежных потребителей. Вместе с тем показатели рынка металлов в июне создают неопределенность относительно ситуации во второй половине года. По прогнозам многих аналитиков, во втором полугодии спрос на металлы в мире (включая такого крупного потребителя как Китай) может снизиться.

Погрузка зерна увеличилась на 15% (на 1,6 млн тонн). Рост погрузки связан с тем, что в 2020 году в России собрали 133,5 млн тонн зерновых. По сравнению с 2019 годом урожай зерна в России в прошлом году вырос на 10,1%, пшеницы - на 15,4%. Представители Союза отмечают, что перевозки зерна на экспорт растут более высокими темпами, чем внутренние перевозки (+17,6% прирост на экспорт против +12,0% прироста во внутригосударственном сообщении по итогам первого полугодия 2021 г). Несмотря на принятые меры по некоторому сдерживанию экспорта зерна, по итогам первого полугодия 2021 г. доля экспорта составила 54,5% против 53,4% по итогам первого полугодия прошлого года. Подобный рост также связан с тем, что в январе-феврале 2021 г., в ожидании введения экспортных пошлин, погрузка на экспорт росла рекордными темпами.

Многие грузоотправители отмечают, что происходит переключение перевозок зерна с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что с апреля введены ограничения по весу для автомобильных перевозчиков. В основном переключение с автомобильного транспорта на железнодорожный наблюдается при внутрироссийских перевозках зерна на не очень большие расстояния. Так, при перевозках на расстояния до 400 км, перевозки зерна возросли в 1,2 раза.

Погрузка лесных грузов выросла на 3,1% (на 0,65 млн тонн), цемента – на 7,2 % (на 0,8 млн тонн), промсырья – на 8,9 % (1,4 млн тонн), химических и минеральных удобрений – на 4,7 % (на 1,5 млн тонн), зерна - на 15,0% (на 1,6 млн тонн). Сильно выросла позиция "импортные грузы" - на 29% (или на 1,6 млн тонн).

При этом снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов на 0,4% (или на 0,4 млн. тонн), строительных грузов – на 2,3% (или на 1,5 млн. тонн), химикатов и соды – на 1,8% (или на 0,2 млн тонн).

Несмотря на рост погрузки нефти и нефтепродуктов в мае и в июне (+9,8% и +10,2% к соответствующим месяцам прошлого года), снижение погрузки, произошедшее в первом квартале, полностью не компенсировано. Снижение объемов перевозок коррелирует со снижением объемов добычи, публикуемых, которая в первом полугодии 2020 снизилась к первому полугодию 2019 на 4,9 %, а за 6 мес. 2021 снизилась к 6 месяцам 2020 на 2,4%, а нефть без учета газа снизилась на 3,6%.

Как отмечают аналитики, снижение добычи нефти связано с обязательствами России в рамках договора с ОПЕК+. Кроме того, вклад в снижение погрузки на железнодорожный транспорт (особенно во втором квартале) внесло то, что отгрузка нефтепроводами увеличивалась. "Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что все вышесказанное имеет отношение лишь к абсолютным значениям. Если учесть, что добыча и погрузка, помимо этого, зависит от количества дней в периоде, и пересчитать погрузку в среднесуточные показатели, то снижения в 2021 г. по отношению к 2020 г. не будет. Вместо снижения на 0,4% будет рост на 0,1%. Поэтому, можно считать, что погрузка нефти и нефтепродуктов в 2021 г. не отличается от погрузки в 2020 г., хотя это и не отменяет общего тренда на снижение этого показателя на горизонте последних 6-7 лет", - добавили в СОЖТ.

"В общей погрузке грузов железными дорогами, важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь и нефть и нефтепродукты. При этом динамика долей этих грузов противоположна. Доля каменного угля постепенно увеличивается: если в первом полугодии 2020 г. она составляла 27,7 %, то по итогам первого полугодия 2021 достигла уровня 29,3%. Доля нефти и нефтепродуктов постепенно уменьшается: в первом полугодии 2020 г. она составляла 17,7%, а по итогам первого полугодия 2021 снизилась до 16,9%", - рассказывают аналитики СОЖТ.

Также в Союзе отметили поступательное увеличение доли грузов в контейнерах: если в первом полугодии 2020 г. их доля составляла 3,3% от всей погрузки по сети, то по итогам первого полугодия 2021 г. эта доля достигла 3,6%.

От грузооборота до технической скорости

В рассматриваемом периоде увеличивались и остальные показатели грузовых перевозок. Так, грузооборот по инфраструктуре РЖД оказался выше показателя прошлого года на 5,2%.

Средняя дальность перевозок всех грузов составила 1891 км, что на 1,8% выше, чем в первом полугодии 2020 г. При этом средняя дальность перевозки таких массовых сырьевых грузов, как уголь или нефтеналивные грузы немного снизилась (угля на 0,8% или на 22 км, нефти и нефтепродуктов – на 2,3 % или на 37 км). Тогда как дальность перевозок грузов промышленного сектора - метизов, автомобилей, оборудования, машин, станков, двигателей, остальных сборных грузов и т.п, наоборот – увеличилась.

Распределение перевозок по видам сообщения в целом остается стабильным.

Любопытно отметить, что по итогам 6 месяцев 2021 г. доходы ОАО "РЖД" от грузовых перевозок выросли на 9,8%, при этом доходная ставка в расчете на тонно-км выросла на 4,3%, а доходная ставка в расчете на тонну увеличилась на 6,1%.

Среди качественных показателей эксплуатационной работы эксперты СОЖТ обращают внимание на то, что оборот грузового вагона рабочего парка составил 16,5 суток (395,6 час.), что на 6,3% (или на 26,4 ч.) ниже, чем показатель аналогичного периода прошлого года (17,6 сут или 422 час.). Из общего снижения величины оборота вагона на 26,4 часа, наибольшее снижение приходится на элементы "время нахождения под грузовыми операциями" (на 4,9 % или 10,2 ч.) и "время нахождения на технических станциях" (-10,2% или 13,6 ч.). При этом время нахождения под грузовыми операциями, несмотря на снижение в абсолютном измерении (в часах), одновременно выросло в качестве доли от общей величины оборота вагона (рис.12) с 49,1% до 49,8%.

Средняя участковая скорость грузового поезда на инфраструктуре РЖД снизилась на 3,1% относительно аналогичного показателя соответствующего периода прошлого года и составила 41,4 км/час. Техническая скорость по итогам 6 месяцев 2021 г. снизилась на 1,2 % ниже уровня аналогичного периода прошлого года и составила 45,6 км/час.

Контейнеры не сдаются

В первом полугодии 2020 г. по инфраструктуре ОАО "РЖД" во всех видах сообщений было перевезено 3,1 млн TEU, что на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них во внутрироссийском сообщении было отправлено около 1,2 млн TEU (+7,7% к аналогичному периоду прошлого года), в экспортном – 0,8 млн TEU (+8,1%), в импортном – 0,7 млн TEU (+18,0%), в транзитном сообщении – 0,5 млн TEU (рост в 1,5 раза).

Всего за первое полугодие 2021 г., по данным РЖД, в контейнерах перевезено более 31 млн тонн грузов (+18,1% к аналогичному показателю первого полугодия прошлого года).

Перевозки груженых контейнеров за январь-июнь 2021 г. выросли на 22,3% к аналогичному периоду прошлого года и составили более 2,2 млн TEU, в том числе: химикатов и соды – 373,4 тыс. TEU (+9,4% к аналогичному периоду прошлого года), лесных грузов – 293,5 тыс. TEU (+9,3%), промтоваров – 219,0 тыс. TEU (рост в 1,4 раза); метизов – 200,7 тыс. TEU рост в 1,4 раза), машин, станков, двигателей – 180,0 тыс. TEU (рост в 1,4 раза), автомобилей и комплектующих – 143,7 тыс. TEU (+ 38,9%), черных металлов – 120,4 тыс. TEU (+24,2%), цветных металлов – 76,8 тыс. TEU (+13,8%); строительных грузов – 68,9 тыс. TEU (+22,6%); химических и минеральных удобрений – 25,1 тыс. TEU (+20,5%); остальных и сборных грузов – 78,2 тыс. TEU (+37,3%). Вместе с тем по нефти

и нефтепродуктам зафиксировано снижение объемов их перевозок в контейнерах - погружено 36,5 тыс. TEU, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 13,1%.

Кроме того за первое полугодие 2021 г. перевезено 15 тыс. TEU c каменным углем (0,5 млн тонн). Еще один груз, который начал активно перевозиться в контейнерах – это зерно. Пока объем этот не велик, 15 тыс. TEU по итогам первого полугодия 2021 г., но это в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Растут и парк, и ставки

По состоянию на июнь 2021 г. парк грузовых вагонов на сети РЖД составил 1218,2 тыс. единиц и увеличился к июню прошлого года на 34,0 тыс. ед. или на 2,9%. Рабочий парк грузовых вагонов составил 1012,4 тыс. ед. сократился на 4,4тыс. вагонов или на 0,4%. К декабрю 2020 общий парк вагонов вырос на 1,2% или на 15,3 тыс. единиц, а рабочий парк увеличился на 1,5% или на 15,5 тыс. ед.

Общий парк полувагонов на сети РЖД составил 580,8 тыс. ед., что выше показателя июня прошлого года на 2,8% или на 16,1 тыс. ед. Рабочий парк полувагонов составил в июне 497,2 тыс. ед., он снизился на 2,1 % (на 10, 6 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 г. Относительно декабря 2020 общий парк полувагонов вырос на 1,2% или на 6,9 тыс. единиц, а рабочий парк увеличился на 1,8% или на 8,8 тыс. единиц.

Общий парк крытых вагонов составил 58,1 тыс. ед., что выше показателя июня прошлого года на 4,7% или на 2,6 тыс. ед. Рабочий парк крытых вагонов составил в июне 45,6 тыс. ед., он вырос на 1,6 % (на 0,7 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 г. По отношению к декабрю 2020 общий парк крытых вагонов вырос на 1,9% или на 1,1 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 5,8% или на 2,5 тыс. ед.

Парк универсальных платформ составил 65,8 тыс. ед., что ниже показателя июня прошлого года на 0,9% или на 0,6 тыс. ед. Рабочий парк платформ составил в июне 29,8 тыс. ед., он уменьшился на 6,9 % (на 2,2 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 г. По отношению к декабрю 2020 общий парк платформ (универсальных) уменьшился на 1,5% или на 1,0 тыс. единиц, а рабочий парк уменьшился на 4,8% или на 1,5 тыс. единиц.

Средняя арендная ставка по основным родам подвижного состава в Российской Федерации в июне 2021 года составила 1154 руб. Средняя суточная ставка аренды полувагона в июне 2021 году составила 850 руб., что на 3% выше, чем в июне 2020 и на 55% ниже, чем в июне 2019 г. Суточная ставка аренды цистерны для нефтепродуктов в июне 2021 г. составила 1025 руб., крытого вагона – 1150 руб., а универсальной платформы – 990 руб.

В первом полугодии 2021 г. на российском рынке цены предложения на крупное вагонное литье оставались ниже уровня 2020 г. Но по некоторым позициям, например, по боковым рамам и надрессорным балкам уже в мае-июне наметилась тенденция роста, а по цельнокатаному колесу тенденция роста зафиксирована в июне.

Средние цены на колесные пары, несмотря на некоторые колебания в январе и феврале, в целом в первом полугодии 2021 г. были ниже уровня прошлого года. Вместе с тем, необходимо отметить, что уже в июне была зафиксирована тенденция к росту цен, а, кроме того, в конце июня многие операторские компании получили ценовые предложения на июль и август 2021 г., согласно которым цена, например, на цельнокатаное колесо должна увеличиться на 12%, а на колесную пару СОНК – на 7%. Указанные увеличения связаны с дефицитом колес из-за закрытия российского рынка для производителей из Украины а также с общим повышением цен на металлы, отметили аналитики СОЖТ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.08.2021