28-01-11 / 2011
Новости отрасли
Операторы наращивают отправку грузов первого тарифного класса

Основной прирост погрузки многопрофильных операторских компаний обеспечили руда и уголь. Росту способствовал и общий подъём экономики, и эффект «низкой базы». А оживление в целлюлозно-бумажной промышленности и переориентация с экспортно-импортных перевозок на внутренние позволили «Трансгаранту» почти вдвое увеличить объёмы перевозок в контейнерах.

Первая грузовая компания в истекшем году увеличила объём перевозок на 30%. «Трансгарант» – на 45%. Рост обусловлен оживлением во всех областях экономики, сыграл свою роль эффект «низкой базы» (резкое падение объёмов производства и соответственно объёмов отгрузки на сеть РЖД в конце 2008–2009 годов), отмечает начальник управления маркетинга «Трансгаранта» Александр Метёлкин.

«У нас либо рост объёмов, например, по грузам I тарифного класса и грузам в контейнерах, либо сохраняется уровень перевозок 2009 года», – заявил он. Так, в прошлом году компания перевезла 11,6 млн. тонн угля (+49%), 5,7 млн. тонн железорудного сырья (+11%), 1,7 млн. тонн извести (+53%), 1,3 млн. тонн щебня (+75%).

Основные угледобывающие компании – СУЭК, «Востсибуголь», «Мечел» – наращивают отгрузки и на экспорт, и во внутреннем сообщении, поясняет Александр Метёлкин. В сегменте строительных грузов наблюдается рост перевозок щебня – активизировалось строительство автодорог. Выросли перевозки продукции ЦБК на экспорт через Санкт-Петербург.

Самый же впечатляющий прорыв «Трансгаранта» произошёл в сфере контейнерных перевозок: за год они выросли на 82%, до 112,8 тыс. TEU. «Трансгарант» продолжил развивать розничные внутрироссийские перевозки, на которые железнодорожный оператор переориентировался в 2009 году. Кроме этого, в компании отмечают значительный рост в 2010 году объёмов экспортно-импортных перевозок грузов. Основными грузами, перевозимыми в контейнерах, стала продукция целлюлозно-бумажной и химической промышленности, а также грузы северного завоза.

Складской комплекс «Стройоптторг» в Хабаровске – основной инфраструктурный проект, на базе которого «Трансгарант» создаёт один из крупнейших в Дальневосточном регионе транспортно-логистический терминал, – переработал в течение 2010 года 3 тыс. ТEU.

«Понятие восстановительный рост к деятельности ПГК применять некорректно», – говорит первый заместитель генерального директора компании Игорь Асатуров. ПГК наращивала объёмы перевозок с начала 2008 года. В условиях кризиса в 2009 году объёмы перевозок также росли, так как ОАО «РЖД» передавало вагоны в управление ПГК и существенно расширялась клиентская база компании. Объём перевозок компании в 2008 году достиг 118 млн. тонн, в 2009-м – 231 млн. тонн и наконец в 2010-м – 302 млн. И если в конце 2009 года услугами ПГК пользовались около 2,5 тыс. клиентов, то к концу 2010 года их количество превысило 3,5 тыс.

В истекшем году у ПГК вырос объём угольных перевозок из Кузбасса, увеличились перевозки нефтяных грузов по маршруту Сковородино – Козьмино, перевозки строительных грузов в Сочи. Стабильно растут объёмы перевозок для компаний «Северсталь», «Мечел», «Русал», «Еврохим», «Евроцемент груп», «Новоросцемент», угледобывающих компаний Кузбасса. Прирост перевозок угля к прошлому году составил 32,3%, нефтяных грузов – 18,3%, руды – 18,9%, строительных грузов – 14,8% и чёрных металлов – 83,4%. Единственный сегмент, в котором есть сокращение, –

погрузка подсолнечного масла. Она упала с 1,2 до 0,9 млн. тонн.

Более объективно соотнести результаты деятельности обеих компаний можно будет после того, как они объявят финансовые результаты и соответственно будет известен объём выручки на вагон, полагает руководитель отдела аналитических исследований и маркетинга Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин.

Причём, по мнению эксперта, в наступившем году темпы прироста грузовой базы будут ниже, чем в прошлом. Восстановление экономики само по себе не сможет обеспечить операторам столь блестящих результатов.

В 2011 году структура перевозок «Трансгаранта» вряд ли изменится, полагает Александр Метёлкин: уголь, руда продолжат рост, увеличатся отправки контейнеров. Исчезновение инвентарного парка не сильно влияет на рынок, поскольку у операторов с грузовладельцами уже сложились партнёрские отношения и заключены долгосрочные договоры. К тому же, возможно, что те клиенты, которые ранее работали с ОАО «РЖД», могут начать сотрудничество с независимыми операторами, поскольку у них уже налажены бизнес-процессы. В ПГК же ожидают увеличения объёмов перевозок строительных грузов, а также стабильный прирост основных видов грузов, перевозимых компанией: угля, руды (как и в «Трансгаранте») и нефтеналивных грузов. Поэтому оба оператора ставят перед собой задачи увеличения парка.

В 2010 году ПГК приобрела 22,6 тыс. вагонов: кроме купленных у ОАО «РЖД» 10 тыс. полувагонов, были приобретены около 9,4 тыс. новых полувагонов и 3,2 тыс. вагонов других видов, в их числе – цистерны, крытые вагоны, минераловозы, платформы. В планах на 2011 год – приобретение до 15 тыс. единиц подвижного состава, преимущественно полувагонов. Летом 2010 года Первая грузовая компания и Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) заключили 5-летнее соглашение о сотрудничестве в сфере внедрения инновационной техники железнодорожного машиностроения, способной обеспечить высокую экономическую эффективность железнодорожных перевозок. Стороны договорились, что в 2011–2013 годах ПГК готова приобрести у ТВСЗ грузовые вагоны, в том числе на тележках модели 18-9810 типа Barber.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок.ru28.01.11От 2011 года ждут продолжения роста погрузки