20-03-13 / 2013
Новости отрасли
Операторы хотят, чтобы их отстраненные с сети вагоны имели срок бесплатного простоя

Президиум российского некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" оценил потенциальные риски, которые могут возникнуть при наделении ОАО "РЖД" правом на перемещение вагонов, не участвующих в перевозочном процессе, без согласия операторов или владельцев. Участники встречи сочли риски высокими.

В итоге НП намерено добиваться от ОАО "РЖД" некоторых уступок. Например, перемещение частных вагонов, не задействованных в перевозке, в места отстоя должно осуществляться перевозчиком с уведомлением операторов и на договорной основе.

"Риски могут быть финансовыми, конкурентными, правовыми, логистическими, - отметил заместитель исполнительного директора партнерства Андрей Тонких. - В случае наделения перевозчика такими полномочиями именно он будет определять, с каких путей общего пользования и вагоны чьих владельцев будут перемещаться в первую очередь. Это может привести к нарушению системы планирования и логистики оператора и росту финансовых затрат, в то время как правовых оснований у оператора для взыскания ущерба не будет".

Для снижения негативных последствий партнерство в заявлении своего президиума предлагает дополнить предложенный ранее ОАО "РЖД" механизм взаимодействия владельца инфраструктуры и операторов подвижного состава фиксацией четких оснований для перемещения вагонов операторов.

Установить процедуры и сроки уведомления операторов о выгрузке вагонов и необходимости распорядиться вагонами. "Следует определить сроки бесплатного простоя вагонов после выгрузки, а также уведомления операторов о произведенных пере- мещениях, - говорится в заявлении.

- Необходимо предоставить операторам право доступа к документам перевозчика, определяющим основания для перемещения, установить особый порядок оформления перевозочных документов при перемещении вагонов перевозчиком, установить льготные тарифы на отстой вагонов и возможность оперативного направления вагона на новую станцию назначения".

НП предлагает апробировать предложенную схему взаимодействия операторов с ОАО "РЖД" на основе индивидуальных двусторонних договоров с обязательным включением в него указанных положений как существенных условий. Практика работы в рамках таких заключенных договоров должна показать эффективность мер по перемещению перевозчиком вагонов операторов с участков инфраструктуры с ограниченными пропускными и перерабатывающими способностями, после чего можно приступить к разработке соответствующих комплексных изменений в Устав железнодорожного транспорта, правила перевозки и нормативные акты по тарифам.

Вице-президент и статс-секретарь ОАО "РЖД" Анатолий Мещеряков считает, что не перевозчик должен своими силами и за свой счет перемещать вагоны оператора, а сами компании-собственники обязаны, обнаружив наличие у себя незадействованных вагонов, оперативно убирать их с путей общего пользования.

"При этом такие специально отведенные и оборудованные места также должны обустраиваться силами и за счет операторов, поскольку на каждом из них лежит как на участнике перевозок по магистральной сети обязанность не создавать препятствий для функционирования железнодорожной отрасли в целом, - говорит представитель РЖД. - Операторы могут строить такие мощности самостоятельно, поодиночке, могут объединять усилия, но надо четко понимать - это их задача, поскольку речь идет о размещении частных парков. ОАО "РЖД" не обязано за счет своих средств решать проблемы бизнес-структур. Можно в этом отношении привести пример Японии, правда, из сферы автотранспорта. Там запрещено покупать личный автомобиль, не купив сперва место для его парковки. Похожий принцип имеет смысл распространить и на взаимодействие операторов и ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок-152015.03.13Договорные перемещения