06-08-14 / 2014
Новости отрасли
Операторов отрегулируют по-новому

Введение системы показателей качества и оценки работы (KPI) операторов железнодорожного подвижного состава призвано эффективнее отрегулировать использование вагонных парков на сети РЖД. Однако данный инструмент, по мнению экспертов, должен применяться в составе мер по регулированию рынка оказания операторских услуг.

Минтранс России предложил разработать систему показателей качества и оценки работы (KPI) операторов железнодорожного подвижного состава. Как сообщили в правительстве, данное решение принято во исполнение пункта 10 поручения первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова № ИШ-П9-2884 от 23 апреля 2014 года. Причем разработка системы рассматривалась в привязке к экономическим стимулам (санкциям).

Как уточнили в кабмине, это решение также вытекает из пункта 15 Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг монополий при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, утвержденного премьер-министром Дмитрием Медведевым 11 ноября 2013 года. В разработке данных показателей должны принять участие НП "Совет операторов железнодорожного транспорта", Минтранс, Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам и ОАО "РЖД".

По данным правительства, система показателей качества и оценки работы операторов должна стать для государства одним из инструментов регулирования рынка железнодорожных перевозок: в частности, помочь эффективнее использовать имеющийся на сети парк вагонов с учетом провозных и пропускных способностей, которыми располагают российские железные дороги.

В ОАО "РЖД" согласны с тем, что введение KPI операторов снизит риски образования заторов на сети РЖД. Так, например, считает заместитель начальника отдела регулирования вагонными парками Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Александр Шаров. Это, по его словам, поможет эффективнее регулировать управление вагонными парками. Такие показатели, как средний оборот вагона в сутки, маршрутная скорость перевозки, средняя дальность доставки грузов, время простоя под грузовыми операциями в сутки, коэффициент порожнего пробега, доля порожних групповых отправок и отправительских маршрутов, а также среднее время нахождения подвижного состава в нерабочем парке, позволяют лучше оценить то, как используются вагоны операторами.

В пресс-службе РЖД уточнили, что работа операторов железнодорожного подвижного состава должна оцениваться исходя как из производственных показателей, так и из показателей обеспечения безопасности и инновационного развития. При этом был обозначен ряд обоснований выбора приведенных KPI. Основная деятельность оператора - эффективное управление подвижным составом. С точки зрения ОАО "РЖД" это означает, что перевозка как можно большего объема груза должна осуществляться меньшим парком. Таким образом, во главу угла должна быть поставлена производительность подвижного состава, которая во многом зависит от того, насколько эффективно оператор способен повлиять на порожние пробеги вагона. Вместе с тем, отмечают в пресс-службе, перевозки "воздуха" на сети железных дорог сегодня растут быстрее, чем перевозки грузов. И это неудивительно: ведь владелец подвижного состава автоматически включает плату за порожний пробег в счет для грузовладельца. Еще одним важным индикатором, по мнению ОАО "РЖД", могут служить намерения оператора обновлять основные фонды, использовать инновационный подвижной состав - т. е. вагоны с улучшенными характеристиками, в том числе по вместимости и грузоподъемности. Это приносит положительный эффект для всех участников рынка. Он образуется, в частности, за счет оптимизации затрат на использование инфраструктуры, сокращения парка вагонов, необходимых для перевозки определенного объема груза. Все это в конечном итоге снижает издержки грузоотправителя. Однако, как уточнили в пресс-службе, было бы целесообразно дополнить список показателей при оценке работы операторов, которые учитывают события, связанные с рисками для безопасности на железнодорожном транспорте. В частности, полезно было бы мотивировать операторов более тщательно следить за тем, как используются вагоны, а также ужесточить контроль качества устанавливаемых компонентов, от которых во многом зависит безопасная работа на сети РЖД.

В причастных министерствах и ведомствах предлагают различные варианты внедрения системы KPI. В частности, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Тамара Стебунова считает, что целесообразно опираться на предложения СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" по формированию системы показателей качества и оценки работы операторских компаний в привязке к экономическим стимулам/санкциям и плана ее внедрения. Однако следует дополнить этот набор показателей двумя пунктами: доля отправок на основе постоянных договоров с грузоотправителями в соотношении к разовым заявкам и доля сдвоенных операций при схемах управления вагонным парком.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков полагает, что полезным будет создание такой системы стратегического мониторинга на основе ключевых показателей эффективности, которая позволяет не только определять текущее состояние рынка оперирования вагонами, но и принимать корректирующие решения. Причем надо учесть, что в соответствии с лучшими мировыми практиками проведения стратегических мониторингов достижения поставленных перед бизнес-единицами целей используется метод формирования целевых индикаторов на основе системы сбалансированных показателей (balanced scorecard). Все эти группы показателей, по его мнению, подлежат логической увязке между собой, что существенно повышает объективность делаемых выводов на основе их анализа. А для практического внедрения такой системы необходимо существующую систему статистической отчетности в сфере грузовых железнодорожных перевозок дополнить показателями работы подвижного состава частной принадлежности, а также разработать методику, позволяющую прослеживать и определять причинно-следственные связи между изменениями показателей, составляющих сбалансированную систему.

Как полагает заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, при принятии корректирующих решений необходимо использовать рыночные инструменты. Скажем, одним из вариантов экономических стимулов могут послужить скидки в рамках тарифного коридора ОАО "РЖД". Их целесообразно предоставлять наиболее эффективным операторам. Как считают в ФАС, вопрос улучшения управления парками надо увязывать с качеством предоставления услуг перевозки грузов. Для этого необходим эффективный механизм сорегулирования производства и оборота услуг по транспортировке. Однако для улучшения ситуации ФАС потребуется комплекс инструментов, в который можно интегрировать KPI для операторов. При этом процедуры сорегулирования должны обеспечить недискриминационный доступ на рынок заинтересованных организаций для предпринимательской деятельности, механизмы защиты и развития конкуренции.

Это существенный момент. Ведь специалисты обращают внимание на то, что операторские компании - это коммерческие организации. И как считает заместитель председателя НП ОЖдПС Фарид Хусаинов, KPI могут помешать рынку выставить настоящие оценки работе операторов. Соответственно, делать на основе определенных показателей какие-то выводы о допуске (или недопуске) оператора на сеть РЖД для осуществления своей деятельности неправильно, добавили в ОАО "ХК "Новотранс".

Не случайно в итоге заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов предложил Минэкономразвития, учитывая разные подходы к оценке деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, выработать единую систему показателей качества и оценки работы операторов железнодорожного подвижного состава. Однако при этом полезно не упустить из вида, что она в любом случае должна быть привязана к экономическим стимулам (санкциям).

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру06.08.2014