07-09-19 / 2019
Новости отрасли
Операторов допустят к контролю

Ответственность за ЧП в Казахстане разделят все участники перевозочного процесса.

В Казахстане изменен порядок расследования нарушений безопасности движения на железнодорожном транспорте. В разборе крушений, аварий и инцидентов теперь будут принимать участие частные операторы, куратором выступит уполномоченный орган – Министерство инвестиций и инфраструктурного развития (МИИР).

Соответствующий приказ об утверждении новых правил подготовлен МИИР и вступил в силу в середине августа. До этого момента расследования нарушений безопасности движения проводились на основании локального акта АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ). Как пояснил "Гудку" первый главный менеджер Департамента безопасности движения КТЖ Константин Колесников, в настоящий момент компания уже не является монополистом в области железнодорожных перевозок и на рынке есть частные операторы, которые выступали против прежнего порядка. Им пошли навстречу, и теперь в состав специальных комиссий для разбора чрезвычайных ситуаций войдут все участники перевозочного процесса для объективной и независимой экспертизы.

Напомним, полемика на эту тему началась после крупной аварии на магистрали. В июне 2018 года произошел сход восьми пассажирских вагонов, который спровоцировало экстренное торможение состава из-за искривления пути на перегоне Жидели – Берлик. Поездом следовали 829 пассажиров, в результате происшествия погиб 12-летний ребенок, различные травмы получили 25 человек.

Поэтому в апреле 2019 года принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта". Поправки коснулись шести нормативных актов республики, в том числе закона о железнодорожном транспорте.

Основная идея в том, чтобы в расследованиях ведущую роль занимало МИИР, которое курирует транспортную отрасль. Сейчас приказом ведомства утверждены его расширенные полномочия при проведении этой процедуры.

Также, по словам Константина Колесникова, в новом нормативе все ситуации на железнодорожном транспорте разнесены по категориям – крушение, авария, события и инциденты, и им даны определения. "Крушение, авария и событие – это нарушение безопасности, а инцидент – предпосылка. То есть простоял пассажирский поезд один час, пока подали новый локомотив, значит, мы оказали некачественную услугу, но при этом безопасность не была нарушена. Поэтому принято решение, что разбор инцидентов полностью проводят КТЖ. Событие – это сход вагонов без тяжелых последствий, расследуется всеми участниками перевозочного процесса. Авария – когда люди получили травмы или подвижной состав требует капитального ремонта, а крушение сопряжено с гибелью людей. Такие случаи расследуются комиссией, создаваемой уполномоченным органом, то есть министерством", – пояснил Константин Колесников.

В приказе расписан порядок передачи оперативной и полной информации с места происшествия, время, после чего создается комиссия по расследованию. В нее войдут как все причастные службы – локомотивного, вагонного хозяйства, эксплуатации, движения, электрификации как КТЖ, так и частные компании.

Как отметил начальник управления по расследованию происшествий на железнодорожном и водном транспорте комитета транспорта МИИР Асылбек Исакаев, раньше к разбору ЧС подключалась транспортная прокуратура и органы Министерства внутренних дел, которые параллельно проводили собственные расследования. С принятием поправок их взаимодействие с МИИР также изменится. Уполномоченный орган будет предоставлять им по факту выводы следственной комиссии. Планируется также сформировать несколько профильных рабочих групп, начиная с колесных пар, вагонов, локомотивов, подгруппу по путям, которые будут нести ответственность за представленные результаты или экспертизу.

Кроме того, раньше возникала ситуация, когда, к примеру, при сходе или крушении поезда КТЖ создавали комиссию по расследованию, готовили акт или техническое заключение о причинах. Владельцы подвижного состава или подъездных путей его оспаривали в суде на том основании, что экспертизу проводило такое же акционерное общество, каким являются и сами компании. И у них одинаковые юридические права. Новые правила распределяют зоны ответственности всех участников перевозочного процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152007.09.2019