19-02-18 / 2018
Новости отрасли
Операционный лизинг стали выбирать чаще

Интерес к операционному лизингу неуклонно растет, и 2017 год не стал исключением. Как рассказала ИА РЖД-Партнер директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли АО "Газпромбанк Лизинг" Марина Беленкова, это видно и по рынку в целом, и по запросам клиентов, которые все чаще стали выбирать оперлиз. Например, в прошлом году компания заключила большую сделку с "ФосАгро" в основе которой был операционный лизинг ПС. В целом по рынку объем операционного лизинга в 2017 году превысил 150 млрд руб. – Как Вы оцениваете итоги 2017 года в сфере операционного лизинга ПС и железнодорожной техники?

– По сравнению с 2016 годом доля операционного лизинга в структуре нового бизнеса увеличилась практически вдвое, составив 21%. Большая часть, порядка 40% от сделок операционного лизинга, приходится на подвижной состав. И это неслучайно. Такие сделки наиболее интересны для крупных компаний – владельцев подвижного состава. Во-первых, потому что это позволяет существенно сэкономить на операционных издержках и техническом обслуживании. А во-вторых, это наиболее гибкий инструмент для повышения эффективности управления структурой активов.

– Каковы планы "Газпромбанк Лизинга" в связи с ситуацией на рынке железнодорожных грузовых перевозок и конкуренцией в лизинговом бизнесе?

– На транспортную отрасль у нас традиционно приходится большая часть всех сделок, а суммарный портфель по железнодорожному сегменту за последние 2 года составил превысил 38 млрд руб. То есть мы очень крупный игрок на этом рынке, работаем здесь давно и чувствуем себя уверенно. Сегодня мы видим, что многие наши клиенты нацелены приобретать новый парк, а также рассматривают возможность рефинансирования ранее приобретенного в лизинг парка в связи со снижением стоимости финансирования, и, конечно, эти объемы будут распределены по крупнейшим лизинговым компаниям. Мы планируем принять участие в финансировании этих проектов и прогнозируем рост нашего железнодорожного портфеля.

– Уже ведутся какие-то переговоры?

– Мы активно общаемся со всеми крупнейшими операторами, хорошо понимаем их бизнес. При принятии решения о финансировании глубоко погружаемся в деятельность каждого лизингополучателя, изучаем его финотчетность, грузовую базу, уточняем планы по развитию бизнеса, обсуждаем его прогнозы относительно рыночной ситуации, изучаем доходную и расходную части его бизнес-плана, договоры на перевозку. Если мы видим, что наши точки зрения и оценки в части устойчивости компании и ее развития совпадают и нас устраивает ее положение, мы оказываем услугу. Для грузовладельцев и грузооператоров мы применяем разные триггеры. Например, когда ставки резко упали, некоторые небольшие компании выкупили вагоны, кто-то попросил реструктуризацию. Но наши крупнейшие клиенты никуда не делись.

– Какие особенности и тенденции в лизинговой сфере были наиболее заметны в ушедшем году?

– Одной из важных тенденций для рынка является активное участие государства. В 2017 году объем субсидирования сделок по приобретению инновационного и специализированного подвижного состава составил порядка 5 млрд руб. (с разделением по типам вагонов), в этом году рынок ожидает выделения субсидий на 2 млрд руб.

Кроме того, в 2017 году стартовало много проектов по обновлению специализированного подвижного состава – это зерновозы, платформы, цистерны и т. д.; наметился тренд на консолидацию парка, а также рост спроса на подвижной состав со стороны пригородных пассажирских компаний: наиболее крупные закупки были у ЦППК, остальные перевозчики начали планировать обновление парка и прорабатывать лизинговые схемы финансирования. Все это оказало существенную поддержку рынку в 2017 году и обусловило его рост.

– Какие лизинговые сделки в транспортном секторе оказали наиболее заметное влияние на объемы рынка в минувшем году? Какие сделки в данном сегменте могут быть заключены в 2018-м?

– Наиболее заметное влияние на рост рынка в 2017 году оказали сделки по покупке универсального парка крупнейшими компаниями-операторами (ПГК, ФГК), которые обновляли свой парк взамен списанного. Кроме того, были крупные сделки у ведущих грузовладельцев, а также шло обновление парка пассажирских поездов. Что касается нынешнего года, то мы ждем сделок в сегменте универсального парка и специализированного подвижного состава. Также на рынке есть интересные проекты по консолидации парка.

– Какие проблемы в сфере лизинга железнодорожной техники являются наиболее актуальными на сегодняшний день?

– Мы принимаем во внимание наличие риска формирования профицита в части универсального парка, рынок такого состава уже вплотную подошел к насыщению, средний возраст парка в этом сегменте находится в пределах 1/3 нормативного срока службы, поэтому существенное обновление в ближайшее время не потребуется. Стоит отметить, что производственные мощности заводов загружены заказами, и некоторые вагоностроители пересматривают свои планы по выпуску вагонов в 2018 году в сторону увеличения на 12–15%. Также наблюдается существенный рост стоимости вагонов: около 5–7% по сравнению с ноябрем – декабрем 2017-го. Сроки поставки по вновь заключаемым контрактам обычно приходятся на вторую половину года, поэтому есть причины предполагать, что стоимость вагонов с поставкой до конца 2018-го может еще возрасти, но к началу 2019-го ожидаем корректировку. В части операционного лизинга опасения лизингодателя связаны с будущей стоимостью предмета лизинга и стоимостью его технического обслуживания. Это не тренд конкретного времени, а скорее стандартное положение вещей.

Лизингодатель должен понимать все планируемые затраты и сопоставлять их с ожидаемыми доходами по проекту.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.02.2018