05-12-23 / 2023
Новости отрасли
Опасные грузы – в ведение Минтрансу

Минтранс не планирует вносить изменения в Перечень видов грузов повышенной опасности в области железнодорожного транспорта. По мнению операторов рынка, сейчас этот список оптимально сбалансирован. 1 апреля 2024 года вступят в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ, принятые в конце октября 2023-го. По ним полномочия на составление и утверждение Перечня видов грузов повышенной опасности переходят от Правительства РФ к Министерству транспорта РФ. Сегодня в него внесены различные токсичные, легковоспламеняющиеся, взрыво- и пожароопасные, окисляющиеся, едкие вещества и жидкости (в том числе и газы). Наиболее массовые опасные грузы, которые перевозятся по железной дороге, – это традиционные источники энергии, такие как нефть, нефтепродукты, углеводородное топливо, сжиженные углеводороды, а также метанол и сельскохозяйственные удобрения. Изменения в перечне напрямую затрагивают деятельность операторов рынка, которые обязаны уведомить Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале работ по перевозке и погрузке-разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте. Как рассказали "Гудку" в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД", закон разработан для оптимизации полномочий Правительства РФ и повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти. "ЦФТО к проработке данной инициативы не привлекался", – отметил начальник Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Шадрин. По словам директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, представители Минтранса и ранее принимали активное участие в формировании данного списка, а сейчас речь идет, скорее всего, о перераспределении ответственности. "Передача полномочий связана с тем, чтобы перечень можно было легче менять. Документы Минтранса более гибкие", – считает исполнительный директор СРО Ассоциация "Промжелдортранс" Александр Маняхин. По мнению операторов и экспертов рынка, в настоящее время перечень достаточно сбалансирован. "Список и так хорошо сформирован, опираясь на реальный опыт перевозок опасных грузов всех стран – участниц соглашения, его составляли специалисты в контакте с бизнесом, разбирали кейсы", – сообщил генеральный директор информационного агентства "Танк-контейнер ворлд", председатель комиссии Российского союза химиков по танк-контейнерным перевозкам Кирилл Болтаев. Александр Маняхин отметил, что перечень оптимален и от компаний – членов ассоциации негативных комментариев по его действующей редакции не поступало. "У нас в стране и так довольно строгие законы по транспортной безопасности, главное – не ужесточать их. Действует принцип "Не трогай то, что и так работает", – говорит Кирилл Болтаев. Игорь Смирнов допускает, что в перспективе перечень может поменяться. Минтранс обладает наиболее полной информацией о существующих грузопотоках и может корректнее оценивать последствия принятия решений относительно изменений в рассматриваемом документе. При этом с содержательной точки зрения корректировки будут минимальны. "Поправки могут потребоваться с учетом изменения товарной структуры потоков в будущем", – отмечает эксперт. Например, в начале текущего года эксперты транспортного рынка отмечали переориентацию перевозок аммиака на железнодорожный и автомобильный транспорт. Такая тенденция в большей степени была связана с остановкой работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. При этом изменилась география поставок – на смену западным покупателям пришли предприятия Китая, Южной Америки и Африканского континента. Переориентация грузовых потоков с запада на юг и восток отразилась и на структуре заказов подвижного состава. В Минтрансе "Гудок" заверили, что "изменения в перечень в связи с принятием Федерального закона № 503-ФЗ вносить не планируется".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.12.2023