20-03-18 / 2018
Новости отрасли
Опасаться наращивания тарифной нагрузки на грузоотправителей из-за увеличения инвестиций в развитие железных дорог не нужно

Инвестиционную программу ОАО "РЖД" до 2025 года необходимо рассматривать только в общей системе мероприятий по реализации долгосрочной государственной тарифной политики в сфере железнодорожного транспорта, считает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

– Александр Николаевич, о каких мерах реализации долгосрочной государственной тарифной политики идет речь?

– Прежде всего имеется в виду исполнение целого ряда новых норм, внесенных в постановление правительства Российской Федерации № 643, которое регулирует вопросы тарифообразования на железнодорожном транспорте. Де-факто речь идет о новой регуляторной модели, в которой увязываются в единую цепочку функции планирования, контроля и корректировки (при необходимости) решений в части тарифов, программ развития и инвестиций в долгосрочной перспективе. Более детальную регламентацию в части норм права и методологии получил процесс взаимодействия органов регулирования и ОАО "РЖД". Так, в этой модели Минтранс России получает прозрачный методический инструментарий контроля в сфере планирования и реализации программ развития. Только при согласованных, выверенных параметрах инвестиций соответствующие затраты могут включаться ФАС России в экономически обоснованные расходы и норму прибыли при формировании тарифов. При этом рост тарифов органичен правительством РФ по формуле "инфляция минус". Необходимо отметить, что такое решение в виде распоряжения высшего органа исполнительной власти принято в новейшей истории впервые.

Именно такой комплексный подход минимизирует риски дисбаланса и между инвестициями и тарифами.

– А какие меры позволят, на Ваш взгляд, исключить риски превышения платежеспособного спроса в сфере грузовых тарифов?

– В новой регуляторной модели предусмотрен целый арсенал решений, направленных на изыскание прежде всего внутренних резервов компании за счет оптимизации планирования, взаимодействия подразделений, закупки, распределения и использования ресурсов. К таким решениям относятся:

– совершенствование правил определения и применения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов, стимулирующие увеличение грузовой базы;

– разработка долгосрочной финансовой модели ОАО "РЖД" с разделением доходов и расходов по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и дорогам с целью повышения прозрачности контроля и повышения стабильности при принятии упреждающих управленческих решений;

– изменения в порядок раздельного учета доходов и расходов ОАО "РЖД" для перехода к учету, планированию и контрактации ресурсов в разрезе ЦФО, видов и географии деятельности;

– разработка системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) для мониторинга эффективности использования активов и фондоотдачи; сохранности и технического состояния основных средств; финансовых показателей по ЦФО;

– принятие решений по ежегодной корректировке бюджетов ОАО "РЖД" и дочерних обществ и тарифной политики только с учетом вышеуказанных КПЭ;

– перспективный переход на систему внутрикорпоративного заказа услуг между соответствующими подразделениями компании;

– оптимизация конкурсных процедур при осуществлении закупок основных производственных активов, в том числе на основании критерия минимальной совокупной стоимости владения (полезного использования), совершенствование методической базы определения закупочных цен.

Перечисленные меры призваны обеспечить сбалансированный, комплексный подход к инвестициям и тарифообразованию.

– То есть недавнее заявление главы холдинга Олега Белозерова о том, что инвестпланы на 2018 год будут пересмотрены в сторону увеличения, не должно беспокоить грузоотправителей?

– В конечном итоге железнодорожный транспорт для базовых отраслей промышленности является своеобразной кровеносной системой. Его стабильное функционирование просто необходимо для осуществления нормальной экономической деятельности. Поэтому опасаться наращивания инвестиций в транспортную систему жизнеобеспечения экономики все равно, что отказываться от необходимой терапии при угрозе инфаркта. А состояние износа основных фондов сравнимо именно с таким диагнозом. Поэтому инвестиции необходимы как воздух. Риски же роста тарифов минимизированы комплексными решениями, принятыми правительством РФ и мерами, реализуемыми Минтрансом и ФАС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру20.03.2018