05-06-19 / 2019
Новости отрасли
Олимпийский принцип перевозок

Алексей Дружинин, исполнительный директор СРО "Совет операторов железнодорожного транспорта". – Алексей Александрович, на заседании президиума СОЖТ обсуждались в том числе вопросы нехватки полувагонов под перевозки для социальных нужд. Что можно сделать для решения этого вопроса?

– Мы считаем, что в настоящее время парк полувагонов на сети РЖД сбалансирован и должен перекрывать имеющиеся потребности. Это обстоятельство, кстати, может повлиять на снижение операторских ставок на предоставление полувагонов. Дефицита сейчас нет, однако надо понимать, что немалое количество вагонов задерживается в ремонтных депо из-за нехватки комплектующих. Так что в первую очередь сейчас надо рассматривать не дальнейшие закупки полувагонов, а повышение эффективности имеющегося парка. Для этого нужно обеспечить определенную ритмичность, равномерность заказов в тех сегментах, где это возможно, чтобы избежать сезонных пиков спроса на подвижной состав, а также соотнести объемы заявок с сезонными ограничениями из-за ремонтных работ.

– Это, скажем так, традиционные меры. При этом тем же угольщикам ничто не мешает, получив вагон, загрузить его на экспорт?

– Собственники подвижного состава всего лишь выполняют заказ грузоотправителей.

С нашей точки зрения, уже существует отработанная схема приоритетной доставки грузов для нужд страны, примененная при строительстве объектов для Олимпиады в Сочи в 2014-м. Тогда правительство выпустило детальное постановление о порядке перевозок, согласно которому все перевозки для олимпийской стройки были "окрашены". При формировании долгосрочных планов и железнодорожники, и операторы понимали, что, условно говоря, с определенного карьера два раза в неделю для строительства объектов в Сочи будут уходить пять вагонов песка. И, когда клиенты подавали заявку на перевозку, все знали, куда этот груз поедет. Если вернуться к этой практике "окрашивания" перевозок, мы будем понимать, что указанный заказ приоритетный, по которому необходимо выдерживать определенную ценовую политику.

Сейчас мы предлагаем сформировать такой же государственный заказ с определенными правилами – в ближайшее время подготовим официальное предложение для органов исполнительной власти. В частности, имеет смысл рассмотреть схему управления перевозками по аналогии с Транспортной дирекцией Олимпийских игр, которая получала планы от всех поставщиков и строителей, обобщала их и увязывала с заявками на перевозки. У ОАО "РЖД" был понятный график таких приоритетных перевозок, в итоге все необходимые грузы приезжали на объекты в нужные сроки. Думаю, что сейчас стоит создать похожий механизм, который определит, сколько вагонов, каких типов и в какие сроки потребуется для удовлетворения внутренних нужд. А операторские ставки по таким перевозкам, учитывая волатильность рынка, можно будет зафиксировать на уровне, который устроит все причастные стороны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.06.2019