25-08-14 / 2014
Новости отрасли
Окупаемость проекта Rail Baltica составит не менее 20 лет - глава латвийской желдороги

Проект железнодорожного пути с европейской шириной колеи Rail Baltica, который намерены реализовать страны Балтии, в первые 10-20 лет себя не окупит, заявил BNS президент латвийской железнодорожной компании Latvijas Dzelzcels (LDz) Угис Магонис (Ugis Magonis).

"Деньги на этот проект предусмотрены, отказываться от них не следует, это поможет нам экономически. Сами мы тоже будем строить эту линию, что компенсирует вложенное Латвией софинансирование. Проблема в том, кто затем будет использовать Rail Baltica, на каких условиях и, самое главное, какими будут затраты на содержание. Не вижу, что этот проект может сам себя окупить. По крайней мере, в первые 10-20 лет - определенно нет", - сказал У.Магонис.

"Это означает, что государству придется содержать этот проект. Риск связан с количеством потенциальных пассажиров, да и прогнозы привлечения грузов сейчас излишне оптимистичны. В нынешней экономической и законодательной ситуации это нереализуемо. Если грузоперевозчикам запретят ездить по автодорогам, то часть грузов переместится на железную дорогу. Но в нынешней ситуации этого не произойдет. Могу вновь подчеркнуть: были бы грузы, а их перегрузка на путь с другой шириной колеи на литовско-польской границе не станет препятствием, финансово это не очень дорого. Например, Китай шлет свои грузы в Германию, в пути их перегружают дважды, и это не является препятствием. Знаю людей, которые ранее старались подобный коридор Rail Baltica организовать, но не было грузов. Нынешняя линия будет не лучше", - сказал он.

Он подчеркнул, что Латвия в этом проекте будет чисто транзитной страной. "Например, если Эстония еще заработает на портовых услугах, поскольку там эти грузы собираются, то у нас такого преимущества не будет. Грузы, направляемые в латвийские порты, совершенно определенно не станут клиентами Rail Baltica. Если кто-то захочет доставить груз в Финляндию или из нее, то он, совершенно точно, не будет делать это через Рижский порт, чтобы далее посылать его по железной дороге - он сразу направится в Финляндию. Рынком для наших портов являются грузы, перевозимые по западно-восточному коридору. В случае Rail Baltica большинство грузов просто будет пересекать территорию Латвии, и нам будет оставаться только плата за использование рельсов. Поэтому в связи с этим проектом мы, скорее, можем говорить только об удобстве, которое принесет использование скорых поездов. Но нужно понимать, что операторы и тут будут считать издержки и количество потенциальных пользователей", - сказал У.Магонис.

Железнодорожная магистраль европейского стандарта (1435 мм) Rail Baltica должна соединить Хельсинки с Берлином (а в потенциале - с Венецией), пройдя через Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву. На первом этапе проект реализуют три балтийских государства, позднее к нему присоединятся Польша и Финляндия (путем строительства подводного тоннеля между Таллином и Хельсинки). Планируется, что строительство дороги от польской границы до Каунаса будет завершено в 2015 году.

Протяженность эстонского и латвийского участков желдороги составит по 300 км, а литовского - 360 км. Стоимость строительства Rail Baltica оценивается в 3,7 млрд евро. Планируется, что 85% суммы расходов составит софинансирование со стороны ЕС.

Принадлежащая государству компания LDz занимается железнодорожными грузоперевозками и содержанием инфраструктуры желдорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.08.2014