16-11-16 / 2016
Новости отрасли
Октябрь закончился минусом

В октябре на сети железных дорог так и не удалось освоить план погрузки, установленный на уровне прошлого года. В то же время по итогам 10 месяцев года, как уже отмечал "Гудок", объемы погрузки увеличились на 0,8, а грузооборот с учетом пробега порожних вагонов – на 1,3.

Экспортные перевозки выросли, внутренние – сократились. Отличительной чертой октября можно считать существенный рост погрузки на экспорт – на 3,8% при значительном ее снижении во внутрироссийском сообщении.

Наибольшим спросом на зарубежных рынках пользуется российский каменный уголь. Притом что объем добычи твердого топлива, по данным Минэнерго России, в январе – октябре вырос на 4,5%, экспорт за тот же период увеличился на 7,8%, а его доля в структуре общей погрузки на сети РЖД в октябре превысила 27%.

Уголь составляет почти три четверти объема экспортных перевозок в подвижном составе АО "ФГК". В октябре этого года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го ФГК увеличила его перевозки за рубеж на 37%. В компании отмечают, что такой рост обусловлен повышением спроса на российский уголь на рынках Китая и других стран АТР. В связи с этим выросла и добыча угля в Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах. ФГК, в свою очередь, увеличила количество грузовых вагонов, в том числе инновационных, задействованных в вывозе продукции угольщиков. Увеличила она перевозку на экспорт и других грузов, в том числе нефти – в 5,3 раза, химикатов и соды – в 4,2 раза, зерна и продуктов перемола – в 3,7 раза.

Дальность перевозки ряда грузов предопределяет и рост грузооборота, традиционно в основном на дорогах Восточного полигона. Так, грузооборот с учетом пробега порожних вагонов на Красноярской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дорогах в октябре вырос соответственно на 5,4%, 5,6% и 7%, а за 10 месяцев – на 8,2%, 1,3% и 8,8%. В целом по сети за прошлый месяц он прибавил 2%, а с января по октябрь – 1,3%.

Интересно то, что грузооборот заметно растет даже по сравнению с докризисным 2007 годом. По данным Центральной дирекции управления движением, при значительном снижении объемов погрузки за эти годы его рост по итогам 10 месяцев текущего составил 12% по сравнению с 2007-м. При этом погрузка в адрес портов за тот же срок выросла в целом на 55%, а на дальневосточные морские терминалы доставлено грузов в 2,4 раза больше. В частности, отгрузка угля с Западно-Сибирской дороги увеличилась в 4,5 раза. Тенденция роста объемов экспортных перевозок сохраняется и в текущем году: за 10 месяцев он составил 11%, в октябре – 16%.

Наметились сдвиги в лучшую сторону и в части привлечения к перевозке высокодоходных грузов 2-го и 3-го классов. За минувший месяц план погрузки по ним превышен соответственно на 1,2% и на 3,2%. Потери выручки от недогруза к плану строительных грузов удалось компенсировать сверхплановой погрузкой нефти и нефтепродуктов, а по каменному углю – за счет роста его экспорта.

Активная работа, направленная на поиск новых погрузочных ресурсов и привлечение грузов с других видов транспорта, ведется на всех дорогах.

В последнее время особенно заметны ее результаты на Северной дороге. Там, например, удалось частично компенсировать сокращение грузовой базы из-за закрытия в марте шахты "Северная" объединения "Воркутауголь" и соответствующего снижения объемов погрузки каменного угля. Потери были восполнены в первую очередь за счет увеличения погрузки черных металлов и лесных грузов. Но и в целом клиентская база там существенно расширилась – к ней прибавилось 57 предприятий, новых грузоотправителей. Впервые за последние годы в регионе дороги удалось не только остановить сокращение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке, но и увеличить ее.

Этому способствует и проводимая на сети работа по повышению качества предоставляемых услуг в грузовом движении. Напомним, что по итогам 10 месяцев доля груженых отправок, прибывших в нормативный срок, увеличилась к прошлому году на 2,2 процентного пункта и составила 96,8%. Наилучший результат достигнут на Свердловской, Юго-Восточной и Западно-Сибирской дорогах, где доля доставленных в срок грузов составила соответственно 99,5%, 98,5%, 98,1%. В отстающих пока Дальневосточная, Горьковская и Забайкальская дороги.

После завершения сезонных работ по ремонту и модернизации инфраструктуры особое внимание сегодня уделяется не только повышению надежности доставки, но и другим качественным показателям эксплуатационной работы.

Вместе с тем не обходится и без определенных противоречий в расчетах производительности локомотивного парка. Так, на Восточно-Сибирской дороге в связи с организацией движения поездов повышенной массы 6300 и 7100 тонн увеличилась доля работы электровозов в трех- и четырехсекционном исполнении, и это начиная с II квартала текущего года не позволяет выполнить установленное задание по среднесуточной производительности локомотива. Например, замещение одного двухсекционного электровоза "Ермак" на трехсекционный ВЛ80 приводит к потере 3 тыс. ткм брутто из-за существующих норм расчета работы локомотивов. В целом за 10 месяцев потери от использования многосекционных локомотивов на дороге составили 90 тыс. ткм брутто. Вместе с тем бюджетное задание по среднему весу грузового поезда по итогам 10 месяцев на этой дороге выполнено на 100,9%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.11.2016