08-06-10 / 2010
Новости отрасли
Октябрьская железная дорога отчиталась о росте грузооборота с начала года. Однако перевезенные 29 млн. т. - это уровень 2003 г. Говорить о гло...

В январе-апреле 2010 г. рост грузооборота на Октябрьской железной дороге (ОЖД, филиал ОАО "РЖД") составил 10,2% в сравнении с провальным 2009 г. В основном это произошло за счет перевозки железной руды (+28,3%) и черных металлов (+44,2%). Такой рост обеспечен тем, что в докризисных объемах возобновляет работу ОАО "Северсталь". Вместе с тем объемы перевозки стройматериалов упали на 4,8%. Эти грузы обеспечивают 20% оборота ОЖД, и снижение их объемов на фоне общего роста особенно заметно.

Алексей Безбородов, глава ИАА Infranews, напоминает, что транспортные расходы - критический показатель для таких грузов, как щебень, песок, гранит и пр. "На карьерах они не стоят по сути ничего, в стоимости песка 80-85% - это именно транспорт", - говорит он. Но в целом, говорят железнодорожники, сейчас ситуация стабилизируется. Вместе с тем ОАО "РЖД" и в разгар кризиса, и сейчас продолжает повышать свои тарифы. Президент компании Владимир Якунин еще неделю назад обещал поднять тарифы в этом году на 14% (правда, после встречи с премьером Владимиром Путиным ограничился 8%-ным ростом). Действия железнодорожников на руку альтернативным перевозчикам. Уже по итогам I квартала 2010 г. (еще до начала летней навигации) ОАО "Северо-западное пароходство" отчиталось о 22%-ном росте грузооборота. По данным ИАА Infranews, владельцы речных судов отслеживают тарифы РЖД и предлагают цены на 20% ниже. Специалисты местного управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ) отмечают, что зачастую причиной отказа грузовладельцев от железной дороги становится не цена. Главные претензии - время перевозки и отсутствие гибкости со стороны РЖД. К примеру, срок доставки контейнера из Петербурга и Москву - от 3 дней до недели, и причины выбора грузовладельцами более быстрого автомобильного транспорта очевидны. Кроме того, РЖД предъявляют сложные и многочисленные требования для перевозок. К примеру, необходимость депонировать на счетах определенные суммы в качестве гарантии оплаты. Без посредника - экспедиторской фирмы отправить небольшие партии грузов почти невозможно, а стоимость их услуг увеличивает, по данным ФАЖТ, цену перевозки на 5-7%, а то и больше. "Северсталь" год назад уже заявила о переориентации части своего грузооборота на речной транспорт, что позволило ей сэкономить 90 млн рублей. Так что прежде, чем ожидать возвращения оборотов РЖД на докризисный уровень, монополисту необходимо резко улучшать и упрощать отношения с клиентами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Деловой Петербург08.06.10Железная дорога идет в гору