25-03-11 / 2011
Новости отрасли
Окончательные итоги аукционов, на которых ОАО «РЖД» реализовало 40 тыс. полувагонов, похоже, можно будет подвести уже к концу весны

Окончательные итоги аукционов, на которых ОАО «РЖД» реализовало 40 тыс. полувагонов, похоже, можно будет подвести уже к концу весны, когда завершится ремонт последних «пенсионеров». Своим мнением о том, как изменится ситуация на сети РЖД после их возвращения в строй, поделился заместитель директора по транспорту ЗАО «Локотранс» Валерий Орлов.

– Валерий Юрьевич, накануне проведения аукционов приходилось слышать, что частные операторы опасались покупать кота в мешке (то есть вагоны без возможности предварительного осмотра) и вследствие этого не принимали участия в торгах?

– Сами по себе предложения о продаже полувагонов с аукционов были достаточно привлекательными для частных операторов, а с учетом роста стоимости нового полувагона за последние месяцы – стартовый рубеж в 150 тыс. рублей за единицу более чем приемлемый, даже принимая во внимание, что итоговая цена достигла 390 тыс. руб. за вагон, особенно если учесть, что часть денег (около 200 тыс.), вложенных в продление срока службы такого вагона, возвращается владельцу в конечном счете от сдачи его в металлолом. К сожалению, для большинства операторов участие в аукционах оказалось неподъемным. Выкупить сразу десятитысячный лот могут лишь считаные единицы действующих в России компаний.

– Насколько уместным и эффективным является, на Ваш взгляд, решение о возвращении в эксплуатацию вагонов, ресурс которых необходимо продлевать?

– Если говорить о самой возможности возвращения в строй полувагонов, то здесь на сегодняшний день действует десятилетиями отлаженный механизм поэтапного продления срока службы в среднем еще на 11 лет. Гипотетически существует вероятность того, что срок продления могут сократить и даже совсем отменить, но практически этого не должно произойти в силу ряда экономических причин. Таким образом, вложив в восстановление 600–800 тыс. рублей, компании, допущенные к участию в аукционе, получают вагоны по цене чуть больше 1 млн рублей за единицу и усиливают тем самым свое доминирующее положение на рынке перевозок.

– Насколько сильно изменится ситуация в целом на сети РЖД? Сократится ли, в частности, дефицит полувагонов?

– Если вы посмотрите на участников аукционов, то поймете, что увеличение перевозок произойдет лишь в отдельных отраслях промышленности и в некоторых регионах. Остальным игрокам остается только размещать заказы на вагоностроительных заводах, вставая в очередь, и ждать. И это притом что окупаемость новых полувагонов превышает 10 лет, делая, например, для нашей компании при существующих доходах от перевозок данные приобретения нецелесообразными. Получается, что покупать новые полувагоны смогут только предприятия с высокой прибавочной стоимостью, а остальные, работающие на грани рентабельности, фактически обречены на банкротство. Исходя из всех экономических предпосылок дефицит вагонов сохранится как минимум еще на ближайшие 5–8 лет. За это время, надеюсь, все же сформируются новые правила игры, будут приняты необходимые законы и изменится тарифная политика. Выживут сильнейшие.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru24.03.11Старый друг – лучше новых двух