22-10-14 / 2014
Новости отрасли
Ограниченный тираж

ЛОКОМОТИВОСТРОЕНИЕ

БЖД ПОСТРОИТ ДОСТАТОЧНО МАНЕВРОВЫХ ЛОКОМОТИВОВ

В советский период локомотивостроение развивалось лишь в трех республиках СССР, к которым относились Россия, Украина и Грузия. В Белоруссии производство тепловозов и электровозов отсутствовало. По мере укрепления самостоятельности в Белоруссии встали на путь развития собственного локомотивостроения. Новый локомотив ТМЭЗ, произведенный в одном из депо Белорусских железных дорог, был представлен в сентябре в Берлине на международной выставке InnoTrans.

Впрочем, пришли к постройке новых машин в Белоруссии далеко не сразу. Первым этапом создания новой отрасли стала модернизация уже бывших в эксплуатации машин серии ЧМЭЗ.

На постсоветском пространстве помимо РФ продуманной технической политикой в области развития парка тягового подвижного состава отличаются Казахстан, Эстония, Литва и с недавних пор Белоруссия. Интересно при этом, что в последних двух были воплощены одинаковые технические решения.

Начинали с модернизации

В наследство с советских времен Белоруссии досталось значительное количество грузовых магистральных тепловозов серий М62, 2М62, 2ТЭ10М, а также маневровых машин серии ЧМЭ3. Грузовые тепловозы стали модернизировать с установкой новых дизелей Д49 производства ОАО "Коломенский завод". Эти рабо ты выполнялась в депо Брест, Жлобин и Витебск (подробнее см., например, "Модернизировать или купить" в "Транспорте" № 10, 2011 г.). Основанием для обновления локомотивного парка стало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 года № 1851 "Об утверждении Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы".

Тепловозы серии ЧМЭ3 различных индексов выпускались чешским заводом ЧКД-Прага с 1963 по 1994 год. Эти локомотивы имели дизели мощностью 1,35 тыс. л.с. К началу второго десятилетия XXI века эти машины были сильно изношены и морально устарели. Локомотивы были оснащены электрической передачей постоянного тока, которая уже более четверти века назад признавалась не вполне современной.

С 2011 года в локомотивном депо Лида идет комплексная модернизация тепловозов серии ЧМЭ3. При этом от старых машин остается лишь главная рама, экипажная часть и тяговые двигатели. Вместо демонтированного оборудования устанавливается новое: дизель, генератор, система охлаждения и кабина машиниста. Все новое оборудование, располагаемое на раме, выполнено в виде отдельных модулей и поставляется чешской фирмой CZ LOCO. Стоимость комплектующих и других услуг, оказываемых Белорусской дороге со стороны CZ LOCO по модернизации тепловозов, составляет €45,1 млн. Всего намечено модернизировать 49 локомотивов, которые после реконструкции получают новые обозначения серий ТМЭ1 и ТМЭ 2 и будут отличаться мощностью дизелей. На первых из них используются дизели мощностью 1,9 тыс. л.с., а на вторых — 1,25 тыс. л.с. Планами Белорусской магистрали намечено в результате модернизации получить 46 локомотивов ТМЭ 1 и три машины ТМЭ 2.

"На сегодняшний день в локомотивном депо Лида собран 41 маневровый тепловоз серии ТМЭ 1 и ТМЭ2, из них серии ТМЭ1 мощностью 1455 кВт — 38 единиц, серии ТМЭ2 мощностью 970 кВт — три единицы", — сообщил "Транспорту" начальник отдела перспективного развития и модернизации подвижного состава службы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги Владислав Дмитроченко.

Помимо модернизации тепловозов серии ЧМЭ3 депо Лида занимается капитально-восстановительным ремонтом дизель-поездов ДР1, а также промышленных тепловозов с гидропередачами.

Понятно, что решающее значение в успехе реализуемой в Белоруссии программы обновления локомотивного парка имели технологии и комплектующие чешской фирмы CZ LOCO.

Чешский партнер

В недавней истории чешской фирмы CZ LOCO было несколько важных событий. Первым из них стал выпуск в 2003 году первого нового тепловоза серии 709.4 с электрической передачей. В 2004 году началось тесное сотрудничество с компанией Phoenix — Zeppelin,чешским дилером американской фирмы Caterpillar. Поэтому в последние годы большинство локомотивов, проектируемых CZ LOCO, оснащается дизелями Caterpillar. Продукция данной американской фирмы обладает рядом достоинств. Во-первых, выпускаются двигатели широкого ассортимента, что дает возможность подобрать подходящий по мощности дизель. Кроме того, существуют варианты исполнения дизелей в зависимости от применяемых в той или иной стране экологических норм. Во-вторых, дизели Caterpillar представляют собой универсальные двигатели, предназначенные для различных отраслей хозяйства: локомотивов, самосвалов, дорожной техники, электростанций. Универсальность дизелей позволяет организовать массовое производство и тем самым снизить стоимость продукции. И, в-третьих, Caterpillar имеет развитую дилерскую сеть, что позволяет оперативно решать вопросы технического обслуживания поставленных дизелей и снабжения их запасными частями.

В 2008 году компания CZ LOCO изготовила первый собственный тепловоз серии 719.7, оснащенный асинхронными тяговыми двигателями. Затем в 2009 году совместно с ОАО "Производственное объединение "Брянский машиностроительный завод" был создан маневровый тепловоз ТЭМ ТМХ, который успешно эксплуатируется в России, Литве и Эстонии (подробнее см., например, "Современные инновационные маневровые тепловозы" в "Транспорте" № 8, 2013 г.).

Первый в республике

В октябре 2012 года с фирмой CZ LOCO был подписан контракт на поставку комплектов деталей и оборудования для сборки в Лиде 20 тепловозов серии ТМЭ3. Стоимость сделки составляет примерно €20 млн.

В качестве прототипа для локомотивов белорусского заказа был выбран маневровый тепловоз серии 719.7 выпуска 2008 года колеи 1435 мм. Этот локомотив имел массу 36 тонн и был оснащен дизелем Caterpillar C15 мощностью 403 кВт с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1,8 тыс. об/мин.

Белорусский вариант имеет от прототипа несколько существенных отличий. Прежде всего этот локомотив имеет экипажную часть, предназначенную для линий колеи 1520 мм. Масса локомотива увеличена до 46 тонн, что положительно сказывается на тяговых качествах локомотива. Максимальная сила тяги на ободе колесных пар равна 154 кН. Таким образом, тепловоз способен выполнять маневры с поездами весом в пределах до 500-600 тонн. Соответственно до 23 тонн увеличилась осевая нагрузка. В то же время конструкционная скорость уменьшена с 80 до 60 км/ч. Мощность дизеля 403 кВт оставлена без изменений. Удельный расход топлива равен 210 г/кВт-ч. По своему климатическому исполнению машина может эксплуатироваться при температурах в диапазоне от -35° до +40°С.

В КАЧЕСТВЕ ПРОТОТИПА ДЛЯ ЛОКОМОТИВОВ БЕЛОРУССКОГО ЗАКАЗА БЫЛ ВЫБРАН МАНЕВРОВЫЙ ТЕПЛОВОЗ СЕРИИ 719.7 ВЫПУСКА 2008 ГОДА Коснемся теперь некоторых технических особенностей тепловоза серии ТМЭ3.

Длина машины по осям автосцепок СА-3 — 10,42 м, ширина локомотива — 3,1 м, а высота не превышает 4,44 м. Локомотив имеет двухосную экипажную часть, жесткая база которой равна 5,3 м. При скорости 5 км/ч локомотив может вписывать в кривые радиусом до 80 метров.

Экипажная часть локомотива имеет свои особенности. Колесные пары имеют диаметр 1050 мм. Каждая колесная пара через зубчатую передачу связана с асинхронным тяговым двигателем. Таким образом, на тепловозе используются два тяговых двигателя. Применено опорно-осевое подвешивание тяговых двигателей. Используется автоматическая система гребнесмазывания. В одном из капотов локомотива находится дизель Caterpillar C15. Этот четырехтактный двигатель представляет собой рядный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом. Диаметр цилиндров — 137 мм, а ход поршня

171 мм. По содержанию вредных веществ в выхлопных газах дизель Caterpillar C15 соответствует европейским нормам EU Stage IIIA/B.

Дизель приводит в действие генератор переменного тока фирмы Siemens AG типа 1FC2 401-4BO-25. Эта электрическая машина используется как для тяговых, так и для вспомогательных нужд. Дизель-генератор смонтирован на специальной промежуточной раме, которая при помощи резинометаллических блоков установлена на главной раме локомотива. Для обеспечения нормальной работы тепловоза в зимнее время после продолжительного отстоя тепловоза на локомотиве установлен автономный агрегат предварительного обогрева охлаждающей дизель жидкости. Возможен запуск дизеля без предварительного прогрева при температурах наружного воздуха до —15°С.

Силовая электрическая схема выполнена с использованием IGBT- транзисторов.

Кабина машиниста расположена в средней части локомотива. Для обеспечения комфортных условий работы локомотивной бригады кабина машиниста снабжена кондиционированием воздуха и отоплением. Для отопления используется теплый воздух, который подогревается в теплообменниках, связанных с системой охлаждения дизеля. Помимо этого отопление может производиться тепловоздушным обогревателем.

Для обеспечения безопасности эксплуатации локомотива на тепловозе установлено комплексное локомотивное устройство КЛУБ-УП-141. Для обеспечения связи применяется радиостанция РВС-1-07.

Тепловоз оборудован несколькими видами тормозов. К ним относится: пневматический автоматический и вспомогательный, электродинамический и стояночный пружинный тормоз. Пневматический автоматический тормоз относится к модели DAKO-GP. Тормозная система обеспечивается сжатым воздухом от пор- шневого компрессора, поставляемого немецкой фирмой Knorr-Bremse.

При использовании электродинамического тормоза тяговые двигатели работают в генераторном режиме, а вырабатываемая ими электроэнергия гасится на тормозных резисторах. При скорости менее 3-4 км/ч автоматически включается пневматический тормоз.

Локомотив оборудован системой, которая предотвращает возможность самостоятельного движения тепловоза при включенном стояночном пружинном тормозе.

Локомотив оборудован системой диагностики с выведением основных данных о работе дизеля, возбуждения генератора, показателей тяги, давления в тормозной магистрали и других параметров на экране монитора, установленного в кабине машиниста.

Сборка и эксплуатация

На основании заключенного договора предприятие CZ LOCO поставляет машинокомплекты новых локомотивов. В эти комплекты входят главные рамы локомотивов; электроблоки, включая электрическую аппаратуру управления локомотивами; кабины с органами управления тепловозами; дизель-генераторные установки; блоки дополнительных приводов, которые обеспечивают электрический привод всего вспомогательного оборудования; блоки с пневматическим оборудованием.

Сборка тепловозов ТМЭ3 осуществляется на существующих площадях депо Лида.

"В настоящее время при сборке тепловозов серии ТМЭ3 достигнута локализация до 10%. В дальнейшем увеличение процента локализации возможно за счет изготовления главной рамы тепловоза на ОАО "Барано- вичский завод автоматических линий" и других комплектующих на предприятиях Республики Беларусь", — рассказал Владислав Дмитрочен- ко.

С начала текущего года на Белорусской дороге проводились испытания тепловоза ТМЭ3. На их основании 29 мая 2014 года Балтийским сертификационным центром, расположенным в Риге, был выдан сертификат, подтверждающий соответствие локомотива требованиям межгосударственных нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасности и совместимости с инфраструктурой, а также ГОСТ 31428-2011. Стоит отметить, что документы о сертификации тепловоза ТМЭ3 действительны во всех странах СНГ.

К середине сентября в депо Лида было собрано 10 машин серии ТМЭ3. Они эксплуатируются в локомотивных депо Лида, Барановичи, Минск, Гомель и Калинковичи.

"С целью реализации данных тепловозов проведена рекламная кампания среди промышленных предприятий Республики Беларусь и в настоящее время заключается договор с ОАО "Минский вагоноремонтный завод" о приобретении тепловоза ТМЭ3. В первую очередь тепловозы серии ТМЭ3 обеспечивают потребность в маневровых локомотивах Белорусской железной дороги и промышленных предприятий Республики Беларусь. В дальнейшем при появлении заинтересованности покупателей планируется поставлять локомотивы в Россию и другие страны, где движение тепловозов осуществляется по колее шириной 1520 мм", — рассказал Владислав Дмитроченко.

Примерная стоимость готового тепловоза ТМЭ3 оценивается в размере € 1,35 млн. Учитывая, что только затраты на приобретение чешских комплектующих составляют на один локомотив примерно €1 млн, заявленную Белорусской дорогой цену можно признать вполне умеренной.

Сбыт вокруг

Думается, что возможности сбыта маневровых тепловозов серии ТМЭ3 как в самой Белоруссии, так и за ее границами довольно ограничены. Машины небольшой мощности могут применяться либо для маневров в локомотивных и вагонных депо, либо на подъездных путях промышленных предприятий с небольшим грузооборотом. Однако число депо в Белоруссии невелико, и потребности в маневровых машинах для них будут вполне удовлетворены уже строящейся партией тепловозов ТМЭ3. Сравнительно немного и промышленных предприятий, по условиям грузовой работы нуждающихся в локомотивах малой мощности. По данным БЖД, выпущенных в Лиде маневровых локомотивов серий ТМЭ1, ТМЭ2 и ТМЭ3 будет достаточно для текущих нужд дороги, и в 2015 году магистраль планирует покупать дизель-поезда, электропоезда, а также грузовые электровозы.

К тому же техническое совершенство тепловоза ТМЭ3 может здесь стать препятствием для его большого распространения. Обслуживание локомотива с асинхронным тяговым приводом требует весьма квалифицированного персонала, которым большинство предприятий промышленного транспорта не располагают.

Минимальны и возможности экспорта новых тепловозов в близлежащие страны. В Прибалтике прочные позиции занимает ЗАО "Вильнюсское локомотиворемонтное депо", сотрудничающее с фирмой CZ

LOCO. Это предприятие обеспечивает новой и модернизированной техникой Литовские железные дороги. Осваивает чешские технологии по модернизации тепловозов ЧМЭ3 Латвийская железная дорога. Россия обладает собственной мощной локо- мотивостроительной промышленностью. Брянский завод совместно с компанией CZ LOCO занимается выпуском тепловозов ТЭМ ТМХ, ТЭМ33 и ТЭМ35 (подробнее см., например, "Прибалтийские маневры" в "Транспорте" № 1-2, 2014 г.). Поэтому сомнительно, что в России будет востребована продукция локомотивного депо Лида.

Тем не менее сам факт начала производства новых тепловозов в Белоруссии весьма важен. Создание сборочного производства, накопление персоналом опыта создает все предпосылки, для того чтобы при необходимости организовать в Лиде выпуск локомотивов различных серий. При этом их основным заказчиком может быть прежде всего сама Белорусская железная дорога.

БЖД презентовала новый маневровый локомотив на всемирной транспортной выставке InnoTrans

Возможности экспорта новых тепловозов в близлежащие страны минимальны

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.10.2014