01-05-19 / 2019
Новости отрасли
Оцифровал – выиграл

Цифровизация железнодорожного транспорта даст существенный толчок развитию экономики страны, убежден Илия Димитров, общественный омбудсмен по цифровой экономике, член правления "Опоры России".

– Цифровизация транспорта является одним из ведущих трендов как в России, так и за рубежом. Все крупные железнодорожные компании движутся в сторону цифровизации. Торговля практически полностью уходит в Интернет. Государственные закупки осуществляются онлайн. Эпоха цифровой экономики уже наступила?

– Нет еще, конечно! Сейчас по разным отраслям цифровизация достигла от 3 до 10%. Цифровая экономика будет отличаться от существующей тем, что в ней ВВП не будет иметь никакого значения

Вот сейчас, например, производитель сначала производит некое количество товара (к примеру, 100 столов), при этом несет определенные затраты, а потом пытается их продать. И вот совокупность всех произведенных в стране товаров и дает тот самый ВВП. В цифровой экономике решение о производстве того или иного количества товара принимается на принципиально новой основе – производится ровно столько товара с определенными характеристиками, сколько требуется, согласно прогнозу.

– Как это происходит на примере железнодорожного транспорта?

– Роль железнодорожного транспорта в цифровой экономике будет зависеть от того, как будет выглядеть сама эта экономика. Когда все процессы и явления в экономике будут оцифрованы, она станет персонализированной и прогностической.

Спрос, риск и события можно будет прогнозировать. Поэтому поведение покупателей и производителей товаров полностью изменится. Покупатель сможет формулировать запрос на товар с конкретными характеристиками, а производитель будет точно знать, условно говоря, что ему нужно сделать всего два стола – один красный, другой белый – и сотню стульев. И он будет точно знать, когда, куда и кому эти столы и стулья должны быть доставлены. Производитель сможет работать таким образом, построив свое производство на основе таких технологий, как 3D-печать, например. Соответственно, с этим изменятся и все логистические цепочки.

Безусловно, компания "Российские железные дороги" должна делать то, что она делает сейчас, – цифровизировать инфраструктуру, подвижной состав и системы управления, роботизировать поезда, переходить на обслуживание технологических систем "по состоянию".

У нас одна из наиболее протяженных железных дорог в мире. Безусловно, цифровизация и роботизирование обслуживания такой сложной и протяженной инфраструктуры может колоссально снизить затраты на ее поддержание.

Введение беспилотного движения позволит повысить безопасность и пропускную способность. Цифровизация управления энергетикой тоже важное направление, поскольку энергоэффективность – важный аспект снижения себестоимости. Но это еще не все! Одна железная дорога трансформироваться не может. Работа железной дороги зависит от грузопотоков, пассажиропотоков, состояния всей инфраструктуры в целом, от энергетики. То есть цифровизации только одной железной дороги как таковой мало.

– Что еще нужно?

– Железная дорога должна быть заинтересована в понимании скорости появления того или иного груза в реальном времени и управлении им в виде графовой модели (графовая вероятностная модель – это модель, в которой в виде графа представлены зависимости между случайными величинами, вершины графа соответствуют случайным переменным, а ребра – непосредственным вероятностным взаимосвязям между случайными величинами. – Ред.), то есть в наличии динамических прогнозных моделей экономики страны. А это невозможно без цифровизации экономики в целом.

Наличие данных и динамических прогнозов экономики позволит РЖД резко сократить временное плечо и наиболее оперативно управлять перевозочным процессом.

Это, в свою очередь, даст возможность РЖД более гибко управлять тарифной политикой и либо вовремя снижать тарифы, либо получать сверхприбыль, то есть становиться более конкурентоспособными. Переход управления железнодорожным транспортом на динамическую прогнозную модель даст существенный толчок развитию не только железнодорожного транспорта, но и всей экономики страны.

– Мы готовы к таким изменениям?

– Пока к ним никто не готов. За исключением, наверное, только трех компаний – Uber, его конкурента Lyft и "Яндекс.Такси". Они первыми научились использовать данные для построения динамических прогнозных моделей и в режиме реального времени прогнозировать спрос, управлять ценой, предложением и получать за счет этого сверхприбыль. Все остальные – нет.

Все пытаются, грубо говоря, засунуть старые системы, отрасли и оборудование в компьютер – обвешивают все датчиками, собирают данные и т.д. А должны стремиться к тому, чтобы управление всеми технологическими и экономическими процессами было построено на основе динамических прогнозов и осуществлялось в один клик на иконке с выбором "да/нет".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Пульт управления01.05.2019