24-06-15 / 2015
Новости отрасли
Оценка потребностей

СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" направило обращение на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с предложением разработать комплексный план по совершенствованию мер господдержки предприятий железнодорожного машиностроения.

Операторы предложили финансировать перепрофилирование невостребованных мощностей. В письме за подписью председателя президиума СОЖТа Константина Засова партнерство обращает внимание на тот факт, что наличие избыточных мощностей вагоностроительных предприятий привело к формированию профицита вагонов, в первую очередь полувагонов и цистерн. В результате до минимальных значений снизились доходность от деятельности по оперированию подвижным составом и спрос на приобретение новых универсальных вагонов.

"Несмотря на то что профицит вагонов начал формироваться еще в 2013 году, ряд вагоностроительных компаний не только не сокращают производство новых вагонов, но и продолжают наращивать их производство, – говорится в обращении СОЖТа. – Нарастающий профицит вагонов, не обеспеченных грузовой базой, приводит к снижению скорости доставки грузов, необоснованным расходам ОАО "РЖД", негативно сказывается на эффективности перевозок железнодорожным транспортом. Данная ситуация стала следствием стратегии вагоностроительных компаний, формирующих искусственный спрос на свою продукцию путем выкупа основной массы новых вагонов собственными транспортными компаниями".

По мнению партнерства, применение инструментов господдержки не решает проблемы вагоностроительной или транспортной отрасли, наоборот, усугубляет их, а дальнейший рост невостребованного подвижного состава приведет к еще большему дисбалансу как в железнодорожной отрасли, так и в отрасли вагоностроения. Финансовая поддержка производства грузовых вагонов, по мнению представителей СОЖТа, должна быть ограничена государством вплоть до ее отмены на определенный период, кроме случаев, когда госфинансирование требуется на перепрофилирование производства либо на реализацию прочих социальных программ по трудоустройству сотрудников данных предприятий.

"Понимая значимость проблемы дальнейшего наращивания избытка грузовых вагонов, а также необходимость эффективного применения мер государственной поддержки машиностроения, партнерство считает целесообразной разработку комплексного плана по совершенствованию мер государственной поддержки предприятий железнодорожного машиностроения и других организаций отрасли с учетом мнения участников рынка железнодорожных перевозок", – отмечается в письме.

По мнению экспертов СОЖТа, необходимо в первую очередь определить объем востребованных вагоностроительных мощностей, исходя из прогноза спроса на новый подвижной состав, подтвержденного соответствующими контрактами на приобретение вагонов с независимыми операторскими компаниями. При этом в отношении невостребованных рынком вагоностроительных мощностей целесообразно выделять финансирование для их перепрофилирования. Также надо учесть позиции покупателей вагонов относительно необходимых экономических условий приобретения новых вагонов и требований к их потребительским свойствам, что является основополагающими факторами спроса.

"Кроме того, необходимо предоставлять меры финансового стимулирования спроса исключительно через покупателей вагонов, не аффилированных с вагоностроителями. Партнерство просит до разработки такого комплексного плана временно отложить принятие новых мер государственной поддержки вагоностроительных предприятий. Участники партнерства заявляют о своей готовности инвестировать в обновление подвижного состава при наличии экономически оправданных условий приобретения нового подвижного состава, транспарентного ценообразования и стабильных правил функционирования рынка", – резюмировали составители обращения.

"В условиях общего дефицита государственных бюджетных средств мы наблюдаем, что государство дает субсидии на производство цистерн предприятию, на котором производства цистерн вообще нет, в то время как мощности государственного "Уралвагонзавода", который производит этот подвижной состав, остаются незадействованными. Считаю это примером неэффективного расходования бюджетных средств. Для осуществления эффективной программы господдержки необходимо прежде всего добиться баланса парка на сети, в том числе баланса спроса и предложения на новый подвижной состав", – подчеркнул генеральный директор ОАО "Первая грузовая компания" Олег Букин.

"Мы поддерживаем идею СОЖТа о необходимости разработки комплексного плана по совершенствованию мер государственной поддержки машиностроения, который бы учитывал спрос на новый подвижной состав и предоставлял меры финансового стимулирования покупателям вагонов, не аффилированных с вагоностроителями. Сегодня на рынке вагоностроения наблюдается профицит мощностей по отношению к спросу, а общее количество парка на сети – достаточное для обеспечения потребностей грузоотправителей", – сообщил "Гудку" начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрий Бауков.

По словам заместителя генерального директора ОАО НПК "Уралвагонзавод" Андрея Шленского, идея баланса мощностей совсем не нова.

"Да, надо создать такой баланс и поддерживать мощности на уровне 40 тыс. вагонов. По поводу создания дополнительных мощностей: стоит ли выдавать гранты на производство цистерн, учитывая простаивающие мощности других предприятий, – большой вопрос. Очевидно, что новые мощности создавать просто неактуально, а как перепрофилировать мощности невостребованные – уже другой разговор. Надо сказать, что наша компания в последние годы мощности не увеличивала, а лишь модернизировала. Господдержка производителей нужна адресная, прозрачная, а тарифные преференции и субсидии при покупке должны быть абсолютно идентичными и транспарентными. Надо добавить, что, возможно, при нынешней стоимости вагонов с учетом снижения ставки госсубсидии большой роли при покупке не играют", – резюмировал топ-менеджер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.06.2015