21-03-19 / 2019
Новости отрасли
Оценка

Андрей Бородин, заведующий отделением взаимодействия транспортных систем АО "Институт экономики и развития транспорта". Перевозки нефтеналивных грузов обеспечивает сложный технологический комплекс, включающий и парк цистерн, и железнодорожную инфраструктуру общего и необщего пользования, и производственные базы по подготовке подвижного состава, и системы управления и информатизации. Эти составляющие части комплекса принадлежат разным хозяйствующим субъектам, у них разные цели, и это не может не сказываться на общих результатах и на цене, которой эти результаты достигаются. Сейчас не семидесятые и не восьмидесятые годы, когда уровень маршрутизации при перевозках нефти и нефтепродуктов достигал 80%, сейчас по итогам 2018 года этот показатель составляет 44%.

Но сегодня есть средства информатизации, которые открывают совершенно другие возможности управления цепями поставок нефтепродуктов. Речь идет об электронных перевозочных документах, информационных ресурсах ЭТРАНа и других IT-решениях, для того чтобы динамически заадресовывать цистерны и снизить простой подвижного состава. Технических ограничений для этого нет, а есть большие неиспользованные резервы по интенсификации доставки нефтеналивных грузов малым и средним потребителям. Есть серьезные ограничения нормативно-правового характера, но эти проблемы можно решить, если организаторами заадресовки вагонов выступят подразделения ОАО "РЖД". При этом можно найти решения, которые дадут реальный технологический эффект. Если повысить уровень маршрутизации груженых цистерн с мест погрузки за счет таких решений, то освободятся сортировочные мощности, для того чтобы предложить операторам подвижного состава возможности для рациональной организации следования порожних вагонов. Этому способствует и согласованный подвод цистерн к пунктам налива, и снижение объема маневровой работы на станциях с ограниченным путевым развитием. Сегодня автоматизированная система организации движения вагонов предусматривает обработку обращений на маршрутную перевозку от отправителей с их оценкой и расчетом эффективности, передачу данных в ЭТРАН для оформления перевозок, и это технология, которая уже работает. Кроме того, сегодня ОАО "РЖД" используются отправки по календарному расписанию, а также введены в действие новые методики по оценке эффективности маршрутизации, которые позволяют оценить риски компании в случае, если маршрутизации не будет. Кроме того, во внимание принимаются риски от несвоевременной доставки грузов и порожних вагонов. В Министерстве транспорта РФ, в свою очередь, сейчас рассматривается подготовленный ОАО "РЖД" проект новой методики разработки единых нормативов для путей необщего пользования и станций примыкания. Документ опирается на имеющийся опыт таких разработок, внедрения их на нефтехимических предприятиях и морских терминалах, ведущих перевалку нефтяных грузов. Этот опыт говорит об эффективности перехода к межотраслевой технологии, которая увязывает между собой не только пути необщего пользования на предприятии и станции примыкания, но и всю внутреннюю и внешнюю логистику предприятий в целом, а также работу морских терминалов. Кроме того, необходимо использовать сквозную диспетчеризацию цистерн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.2019