21-05-21 / 2021
Новости отрасли
ОЭЗ и ТЛЦ помогут загрузить Куйбышевскую железную дорогу

Куйбышевская железная дорога возлагает большие надежды на рост погрузки благодаря развитию особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных парков и строительству транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в регионе. Как сообщил начальник дороги Вячеслав Дмитриев, в ближайшие 3 года перед Куйбышевской магистралью стоит задача увеличения погрузки на 13%, с 66 млн до 77 млн т грузов, и подобные инвестиционные проекты могут стать одним из драйверов роста погрузки. При этом развитие таких проектов требует строительства новой железнодорожной инфраструктуры, что, в свою очередь, вынуждает власти, резидентов и ОАО "РЖД" искать механизмы обоюдной защиты от рисков. "Что должно быть первым – курица или яйцо? Аналогичный вопрос, по сути, стоял между ОАО "РЖД" и нашими резидентами. РЖД готовы были построить дорогу и сделать это быстро, но кто по ней поедет? Потенциальные резиденты тоже готовы быстро построить свой завод, но как они вывезут грузы без железной дороги? Так что риски были с обеих сторон", – рассказал о собственном опыте генеральный директор АО "ОЭЗ "Тольятти" Сергей Андреев. В рамках проекта развития железной дороги в связке с ОЭЗ планируется построить ветку протяженностью 14 км, которая соединит местную станцию Куйбышевской железной дороги с ОЭЗ, а также пройдет непосредственно по инвестиционной площадке. Дорога позволит перевозить 1,4 млрд т грузов в год.

Есть и перспективы дальнейшего роста, ведь особая экономическая зона – это быстро и дешево для инвестора. "Здесь уже решены все вопросы с землей, готова инфраструктура для развертывания производственных проектов. Это при строительстве может сэкономить до 20-30% стоимости. Причем оформить землю можно в течение месяца. Кроме того, в ОЭЗ самая оптимальная система преференций по налогам и таможенным сборам", – рассказал С. Андреев. Все это продолжает привлекать резидентов.

В случае с обозначенной ОЭЗ государство взяло на себя функцию защиты как РЖД, так и резидентов от рисков: было составлено концессионное соглашение. Новый объект транспортной инфраструктуры будет построен на средства РЖД, после чего оформлен в собственность Самарской области. "Регион гарантирует РЖД, что они получат необходимую доходность независимо от наличия грузов", – пояснил С. Андреев. Благодаря концессии 1 тыс. га земель было обеспечено железнодорожной инфраструктурой, из них около 60% принадлежит ОЭЗ, а остальное – АО "АвтоВАЗ".

Подобные формы сотрудничества необходимо тиражировать и обсуждать, заявил заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. Их ценность для железной дороги, по мнению А. Шило, заключается в защите интересов обеих сторон через связывающие взаимные обязательства, четко прописанные в заключаемом договоре. В. Дмитриев также отметил, что подобные проекты позволяют строить планы по открытию ранее законсервированных станций. "Станция Тольятти изначально обслуживала советский "Автоваз". И там составы шли не хуже, чем нефтеналив сегодня. Но на текущий момент половина станций законсервирована. И мы рассчитываем, что грузы, идущие с ОЭЗ, помогут восстановить станцию Тольятти в том виде, какой она была в лучшие времена", - пояснил В. Дмитриев.

Как стало известно со слов губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, строительство железнодорожного пути, который протянется от вокзала Автозаводского района до ОЭЗ "Тольятти", планируется завершить на год раньше – в текущем году. Также вскоре планируется приступить к реализации проекта ускоренного железнодорожного сообщения между Самарой и Тольятти. "Рассчитываю на поддержку федерального правительства, куда мы заявили этот проект. Пока преждевременно говорить, но очень внимательно отнеслись к нашему предложению, уверен, что совместно с РЖД мы убедим правительство поддержать проект", – сказал Д. Азаров, отметив, что сроки реализации проекта пришлось сдвинуть из-за пандемии.

На заключение концессии надеются и в индустриальном парке "Уфимский". Артем Пензин, директор управляющей компании индустриального парка, призвал ОАО "РЖД" к диалогу по этому вопросу: "На нашей территории зарегистрировано 19 компаний, построено 3,8 км железнодорожных путей, объем грузоперевозок составляет около 1 млн т·км. Сейчас реализуется крупный нацпроект поддержки предпринимательства, в рамках которого также ожидается увеличение грузооборота. В ближайшее время он может вырасти до 1,5 млн т·км. Поэтому появляется потребность в развитии железных дорог, соединяющих парк с магистральными линиями. Мы уже приходили в ОАО "РЖД" с предложением о концессионном соглашении, сейчас ведем переговоры".

При этом все проекты, которые инициируются частным бизнесом, а государство в них выступает как некий гарант, безусловно, требуют глубокой проработки. К примеру, заместитель министра экономического развития и инвестиций Самарской области Алексей Ильметов рассказал о сложностях доработки концепции ТЛЦ "Самарский" (она, кстати, включена в федеральный проект по развитию ТЛЦ). Ключевая идея – создать условия максимального удобства и технологичности для грузоотправителей, чтобы им было удобно консолидировать и перегружать грузы. И один из ключевых вопросов проекта – прогноз грузопотока, который ляжет в основу загрузки мощностей этого центра. "Многое зависит от того, кто будет оператором логистической и складской части, будет ли организована таможенная зона, бондовые склады и так далее. При этом мы стремимся максимально эффективно использовать уже имеющихся активов (к примеру, близость федеральной трассы, наличие портовых мощностей и т.д. в городе Сызрань), и ожидаем, что к концу года увяжем все данные.", - рассказал А. Ильметов.

В. Дмитриев отметил, что местоположение ТЛЦ "Самарский" находится рядом с крупнейшей сортировочной станцией Куйбышевской ЖД не случайно. Необходимо, чтобы любые операции были в зоне доступности соединительного пути, подчеркнул он.

Только кажется, что все это – разрозненные инвестиционные проекты, отметил А. Шило. На деле они связаны, причем связаны через железную дорогу. "И если эта связность есть, со стороны ЖД будут технологии, которые будут ее обеспечивать", - подчеркнул представитель ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.05.2021