30-11-12 / 2012
Новости отрасли
Одной из важнейших проблем нового времени на рынке железнодорожного транспорта является недостаточность инвестиций в обновление локом...

Сергей Мальцев, председатель президиума НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава", генеральный директор группы Globaltrans

Одной из важнейших проблем нового времени на рынке железнодорожного транспорта является недостаточность инвестиций в обновление локомотивного парка. Это крайне негативно влияет на технологическую обстановку на сети. Более 97% российских локомотивов принадлежит РЖД, парк катастрофически изношен, что снижает провозные способности. Согласно экспертным расчетам, для его обновления необходимо ежегодно до 2015 года закупать не менее 1000 локомотивов - невыполнимая задача без привлечения частных инвестиций. В настоящий момент на правительственном уровне рассматриваются вопросы дальнейшего развития института локальных перевозчиков, и мы надеемся, что принятые решения позволят уже в 2013 году приступить к реализации стратегических положений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. Без запуска рыночных механизмов в данном сегменте эффективно решить проблему не представляется возможным.

Все те последовательные изменения, которые вносились в регуляторную базу рынка железнодорожных перевозок с момента начала реформы, основывались на принципах введения единых стандартов для его участников. Восстановление инвентарного парка в качестве парка привлеченных вагонов (ВСП) при наличии правил и регламентов, установленных для приватного парка, но не распространяющихся на парк ВСП, спровоцировало технологические проблемы на сети и затормозило процесс внедрения новой технологии управления движением. Более того, функционирование парка ВСП не дает в полной мере заработать и уже выпущенным регламентам.

Выполняя поручения правительства РФ, в качестве альтернативы перевозкам социально значимых грузов парком ВСП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" подготовил предложения по обеспечению отправителей социально значимых и воинских грузов необходимым количеством вагонов.

Сформировано несколько моделей таких перевозок, отличающихся друг от друга количеством вовлеченных в процесс операторов и методом их отбора, а также способом финансирования выпадающих доходов. Базовая модель предусматривает 100-процентное удовлетворение заявок грузоотправителей системными интеграторами - членами СРО как с использованием механизма электронных торгов, так и путем прямого обращения в партнерство. Эта работа, которую наше партнерство ведет совместно с общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", уже демонстрирует свою жизнеспособность.

Что касается перспектив на обозримое будущее, то имеются все предпосылки для внесения в отраслевое законодательство норм, предусматривающих создание на рынке железнодорожного транспорта системы саморегулирования. Данная инициатива обсуждалась на совещании под руководством Владимира Путина в Кемерово в январе 2012 года. Партнерство подготовило и направило в Минтранс предложения по основам саморегулирования и введению обязательного членства операторов в единой саморегулируемой организации (СРО).

Создание СРО операторов решает многополярные задачи. Для государства это способ получить дополнительный инструмент эффективного осуществления госполитики по установлению баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов. Для операторов - возможность повысить экономическую эффективность, для грузоотправителей - гарантировать удовлетворение своих потребностей в операторских услугах по рыночным недискриминационным ценам, получить "одно окно" для решения вопросов обеспечения вагонами и т.д. СРО (при условии обязательного членства в нем) сможет быть действенным инструментом для обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта, сохранения устойчивого функционирования железнодорожного транспорта, повышения эффективности перевозок и установления стабильных правил поведения на рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily - Приложения29.11.12Вагонов больше, скорость меньше