11-11-17 / 2017
Новости отрасли
Одной индексации мало

Увеличение ставки не даст ожидаемой прибыли.

Государственные регулирующие органы согласовали "Укрзализныце" (УЗ) повышение грузового тарифа на 15%. Индексация обеспечит компании дополнительный доход в размере $52,7 млн (1,4 млрд гривен). В УЗ считают, что этих средств недостаточно на решение неотложных задач компании.

С 31 октября официально вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) "О внесении изменений в коэффициенты, применяемые к сборнику тарифов на перевозку грузов в пределах Украины и связанные с ним услуги".

Решению предшествовали дебаты с участниками рынка перевозок, так как УЗ отстаивала повышение тарифа на 22,5%, а бизнес предлагал разбить его на два этапа, снизив в 2017 году планку до 8,4%, а в 2018-м провести индексацию на 9%. Железнодорожники сочли предложение неприемлемым, и в итоге сошлись на компромиссной "середине" в 15%.

Как сообщил и.о. председателя правления УЗ Евгений Кравцов, повышение коснется всех видов грузов. Полученные от индексации доходы будут аккумулироваться на отдельном инвестиционном счете с обязательной отчетностью по их расходованию. "Средства от индексации мы направим, в частности, на модернизацию, строительство и приобретение подвижного состава, износ которого превышает 90%, а также инфраструктуру. Стратегия обновления подвижного состава до 2021 года предусматривает направить на эти цели $4,067 млрд (108 млрд гривен). Это значительные инвестиции, которых долго не было у отрасли. Они помогут стабилизировать ее работу, наращивать объемы перевозок и укреплять экономику Украины", – сказал он.

Однако в УЗ не скрывают, что в стратегии закладывалась индексация тарифов на уровне роста индекса цен производителей, и при этом фактически лишь 28% потребностей компании будут покрываться за счет изменения тарифа. Кроме того, и консолидированный финансовый план на 2017 год компания верстала в феврале сначала под индексацию на 25%, а затем в августе скорректировала его под 22,5%. Дополнительные доходы планировались в объеме $104 млн (2,8 млрд гривен), то есть вполовину больше, чем принесет одобренное повышение.

По словам директора по экономике и финансам УЗ Андрея Рязанцева, только за счет индексации невозможно полностью отремонтировать и обновить подвижной состав. В частности, в 2018 году планируется закупить 700 зерновозов и 2,5–3 тыс. полувагонов. Источником недостающих средств может быть внутренняя эффективность или привлечение ресурсов, если рыночная конъюнктура позволит безубыточно брать кредиты в национальной валюте, уточнил специалист.

В то же время в УЗ запланировали ряд мероприятий, которые могут пополнить бюджет. К примеру, уже готово предложение для регулятора о формировании цены на инвентарный парк по расценкам рынка. "Учитывая, что большинство потребителей услуг используют экспедиторов и не хотят заключать прямые договоры с дорогой, они не знают, что реальная стоимость, которую они платят УЗ, в 7–9 раз меньше той, которую они выставляют клиенту", – говорит Андрей Рязанцев.

Если план УЗ будет одобрен, компания дополнительно получит $67 млн (1,8 млрд гривен), которые пойдут на модернизацию и развитие парка, а стоимость использования вагонов для бизнеса станет на 10% дешевле.

Впрочем, как считают эксперты, выполнение финансового плана – чисто формальная процедура и его можно выполнить не в тех объемах, которые заложены, никаких санкций за его невыполнение не будет. Кроме того, по действующему законодательству УЗ может потратить на финансирование программ развития и обновление основных фондов до $607,98 млн (16 млрд гривен) без согласования с финпланом, напомнил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Напомним, за последние два года тарифы на грузовые перевозки на Украине повышались дважды: на 30% с 31 января 2015 года и на 15% – с мая 2016-го, что позволило дороге получить дополнительный доход в размере $200 млн (5 млрд гривен), но эффективность ее работы не повысилась. Оборачиваемость вагонов в 2016 году ухудшилась по окатышевозам на 6%, по полувагонам – на 4%, по крытым вагонам – на 2% при рентабельности перевозок 30–50%. Поэтому бизнес рассчитывает, что дополнительные доходы компания все-таки направит на восстановление локомотивного парка, закупку вагонов, уменьшение их оборота, а также на содержание инфраструктуры и повышение качества обслуживания.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152011.11.2017