29-07-13 / 2013
Новости отрасли
Одним из стратегических приоритетов международной деятельности РЖД является реализация транзитного потенциала России

Одним из стратегических приоритетов международной деятельности ОАО "РЖД" является реализация транзитного потенциала России и интеграция национальной сети железных дорог в евро-азиатскую транспортно-логистическую систему.

О том, какие проекты реализуются в этой сфере и как выстраивается взаимодействие с иностранными партнерами, рассказывает вице-президент ОАО "РЖД" по международным связям и внешнеэкономической деятельности Александр Салтанов.

Пять элементов интеграции

- Александр Владимирович, как Вы оцениваете существующий уровень интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему?

- Процесс интеграции на евро-азиатском транспортном пространстве ускоряется. В этой связи приоритетом международной деятельности ОАО "РЖД" становится работа по формированию целостной железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора Север - Юг и привлечению транзитных грузов на трансконтинентальное направление Восток - Запад.

МТК Север - Юг представляет собой важную артерию, необходимую для организации транзитного сообщения между государствами Европы и странами Закавказья, Персидского залива и Азии. Формирование маршрута будет завершено уже в ближайшие годы. Это позволит впервые в истории создать железнодорожный "мост" протяженностью около 4,5 тыс. км от Санкт-Петербурга до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе. В свою очередь, МТК Восток - Запад дает грузам из России, стран Европы и СНГ прямой выход на дальневосточные российские морские порты и пограничные переходы, расположенные на границе РФ с КНДР, Китаем, Монголией и Казахстаном. Основу этого коридора составляет Транссибирская магистраль.

ОАО "РЖД" реализует ряд проектов, которые позволят существенно повысить привлекательность использования железнодорожного маршрута по территории России для транзита грузов в направлении Азия - Европа. В 2009 году была разработана и утверждена Программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года. В соответствии с ней обеспечивается вывод на рынок транспортного продукта "Транссиб за 7 суток". Для этого к настоящему моменту на Транссибе оптимизированы условия перевозок, ведется поэтапная работа по снятию ограничений скорости движения на станциях и перегонах. Маршрутная скорость обеспечивается на уровне 1,2 тыс. км в сутки.

В мае 2013 года ОАО "РЖД" совместно с ОАО "ТрансКонтейнер" и ООО "Восточная стивидорная компания" (входит в группу Global Ports) запустило регулярный сервис по отправке ускоренных контейнерных поездов на маршруте Находка-Восточная - Москва-Товарная-Павелецкая. Первый поезд длиной 71 условный вагон был направлен по маршруту 1 мая и прибыл в пункт назначения через 7 суток, двигаясь без остановок, минуя сортировочные станции. Сейчас ускоренные контейнерные поезда на этом направлении формируются дважды в неделю, в ближайшее время их частота будет увеличена до трех раз в неделю.

Высокий уровень интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему является результатом эффективной работы холдинга по пяти важнейшим направлениям:

- сбалансированное развитие технических и технологических параметров участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, за счет последовательного увеличения пропускной способности инфраструктуры и создания условий для обработки перспективных грузопотоков;

- организация новых маршрутов доставки грузов, в том числе в контейнерах, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Европу и обратно (к примеру, Чунцин - Дуйсбург, Дуйсбург - Москва, Шанхай - Дуйсбург);

- совместное с международными железнодорожными организациями решение вопросов, связанных с правовой гармонизацией перевозочного процесса, унификацией технических стандартов и транспортных технологий;

- обеспечение эффективного взаимодействия железнодорожных администраций стран пространства 1520;

- укрепление позиций российских железных дорог на европейском логистическом рынке и внедрение современных логистических технологий уровня 3PL/4PL (с этой целью, как Вы знаете, ОАО "РЖД" приобрело 75% акций компании GEFCO).

Расширение границ

- Какие проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры реализуются при участии ОАО "РЖД" за рубежом?

- В прошлом году была утверждена Концепция по управлению инфраструктурными проектами холдинга "РЖД" за рубежом, в соответствии с ней была создана специализированная дочерняя компания "РЖД Интернешнл". Она осуществляет поиск, проработку, управление и реализацию инфраструктурных проектов холдинга за раницей.

Одно из важных для нас направлений - развитие АО "Улан-Баторская железная дорога" и строительство новой железнодорожной инфраструктуры на территории Монголии. Этот проект имеет большое значение для развития евро-азиатского железнодорожного транзитного сообщения и формирования нового маршрута доставки контейнерных грузов из Китая в Европу и обратно.

Завершаются работы по реконструкции железной дороги Хасан - Раджин (КНДР) и строительству грузового терминала в порту Раджин. Напомню, что проект реализуется в соответствии с договоренностями, достигнутыми в 2000 году президентом РФ Владимиром Путиным и главой КНДР Ким Чен Иром. Движение на участке Туманган - Раджин планируется открыть в

III квартале 2013 года. Строительные работы в порту Раджин предполагается завершить до декабря текущего года.

В 2012 году на базе Учебного центра Дальневосточной железной дороги (г. Уссурийск) за счет ОАО "РЖД" прошли обучение 34 корейских специалиста, которые будут эксплуатировать железную дорогу Хасан - Раджин. Кроме того, планируется создать единый диспетчерский центр с участием специалистов СП "РасонКонТранс" и ЖТК "Тонхэ" МЖД КНДР для управления движением и обеспечения взаимодействия со всей железнодорожной сетью Северной Кореи. Также будут разработаны инструкция и график движения поездов. Восстановление движения на всей Транскорейской магистрали в перспективе позволит направлять большую часть грузопотока, идущего из Южной Кореи в Европу, Россию и страны СНГ и в обратном направлении, по Транссибу.

23 мая 2013 года ОАО "РЖД" и АО "Железные дороги Сербии" подписали контракт на строительство и реконструкцию сербских железных дорог. Укрепление двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в рамках общей активизации внешнеэкономического взаимодействия России и Сербии с привлечением государственного экспортного кредита в размере $800 млн, предоставленного Российской Федерацией, является для нас приоритетной задачей не только на текущий момент, но и на более далекую перспективу. Помимо реконструкции нескольких участков, контрактом предусмотрена поставка 26 дизель-поездов производства ОАО "Метровагонмаш" (Россия).

Одновременно с этим прорабатывается возможность возобновления реализации проекта в Ливии, приостановленного в 2011 году в связи с началом вооруженных столкновений и беспорядков на территории страны. В качестве перспективных рассматриваются проекты строительства железнодорожной инфраструктуры в Иордании, Кувейте, Намибии, Никарагуа, Эквадоре, Вьетнаме, Индии, Индонезии и других странах.

- На какой стадии находится сейчас проект продления широкой колеи от Кошице (Словацкая Республика) до Братиславы с выходом на Вену?

- Хочу подчеркнуть, что речь идет не просто о продлении широкой колеи, а о формировании нового евразийского транспортного коридора. Проект получил одобрение заинтересованных стран на высшем политическом уровне. Работа ведется совместно железнодорожными администрациями и транспортными ведомствами России, Украины, Словакии и Австрии на основе подписанных меморандумов и ряда двусторонних соглашений, а также договоренностей, закрепленных в протоколах межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Кроме того, в 2009 году при участии всех четырех сторон было создано совместное предприятие Breitspur Planungsgesellschaft. Вошедшие в него эксперты подготовили предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Уже намечены основные стадии реализации проекта в соответствии с законодательством Евросоюза и стран, на территории которых будут проходить предпроектные, проектные и строительные работы.

Во второй половине 2012 года было принято принципиальное решение о начале формирования тендерной документации, подготовки к объявлению тендера на разработку расширенного ТЭО, являющегося важным условием для получения разрешения на предпроектные и проектные работы на территории Словакии и Австрии. Согласовано, что расширенное ТЭО будет включать в себя анализ экологических последствий, окончательное определение маршрута и сроков землеотвода, отработку бизнес-плана, объема грузопотоков, модели финансирования. По решению сторон ответственность за методическую подготовку тендерной документации и торгов взяли на себя австрийские железные дороги. Новый евразийский транспортный коридор позволит сократить реальный срок доставки грузов из Европы в Азию до 12-14 суток и исключить необходимость перевалки грузов на стыковых станциях при смене железнодорожной колеи.

- Какая работа осуществляется совместно с мировыми производителями подвижного состава?

- Основными партнерами ОАО "РЖД" в этой сфере являются такие компании, как Siemens, Alstom, Bombardier, Talgo, Tatravagonka, Knorr-Bremse и другие лидеры транспортного машиностроения. Безусловный приоритет совместной работы - это решение вопросов по локализации производства современного подвижного состава на территории России.

Так, в сотрудничестве с немецкой компанией Siemens начат серийный выпуск и эксплуатация двухсекционного магистрального электровоза 2ЭС10 "Гранит" с асинхронным тяговым приводом. Производство осуществляется на ООО "Уральские локомотивы", совместном предприятии Siemens и ЗАО "Группа "Синара". До 2016 года планируется произвести и поставить ОАО "РЖД" 221 электровоз "Гранит".

Кроме того, ОАО "РЖД" совместно с Siemens продолжает реализацию проекта по разработке и поставке для нужд российских железных дорог пассажирских электропоездов ЭС1 "Ласточка" (серия Desiro RUS). Производство этих составов также будет локализовано на территории РФ на базе ООО "Уральские локомотивы". Из 54 поездов, запланированных к поставке, в нашей стране будут собраны 16.

На первом этапе поезда предназначены для обеспечения пассажирских перевозок в рамках Олимпийских игр в Сочи, а в дальнейшем будут использованы при организации пригородных пассажирских перевозок в различных регионах. На сегодняшний день это один из крупнейших в России проектов трансферта технологий.

С учетом роста пассажирского спроса на проезд в "Сапсанах" мы приняли решение увеличить парк этих высокоскоростных поездов и приобрести дополнительно к имеющимся восьми составам еще столько же. Они будут введены в эксплуатацию на линии Москва - Санкт-Петербург в 2015 году.

В партнерстве с французской компанией Alstom в декабре 2012 года завершена разработка и запущен в эксплуатацию двухсистемный электровоз ЭП20. Также продолжены совместные работы по комплексному обслуживанию и доработке эксплуатационных показателей поездов Allegro, курсирующих на маршруте Санкт-Петербург - Хельсинки, и по организации производства средств малой механизации в партнерстве с французской компанией Geismar.

Укрепление позиций

- Каковы основные направления работы ОАО "РЖД" в рамках международных организаций?

- За последние годы сотрудничество с международными межправительственными и неправительственными организациями вышло на качественно новый уровень. В 2007 году ОАО "РЖД" возобновило членство в Международном союзе железных дорог (МСЖД) и с тех пор последовательно усиливает свои позиции в этой организации. 12 декабря 2012 года президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин единогласно избран председателем МСЖД на период 2013-2014 гг. с возможностью пролонгирования полномочий еще на два года.

В ОАО "РЖД" была подготовлена Программа деятельности МСЖД на 2013-2014 гг. Особое внимание уделено вопросам стандартизации и правовой гармонизации, расширению участия МСЖД в формировании глобальной транспортной политики, сотрудничеству в области безопасности.

Специалисты ОАО "РЖД" принимают активное участие в деятельности практически всех рабочих органов МСЖД. Работа ведется по всем основным направлениям: пассажирские и грузовые перевозки, стандартизация, ресурсосбережение и энергоэффективность, безопасность движения, защита от актов незаконного вмешательства, управление вокзалами, здравоохранение на железнодорожном транспорте, научно-исследовательская деятельность и др.

Взаимодействие ОАО "РЖД" с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) направлено на решение комплекса задач по актуализации действующей и разработке новой нормативной правовой базы, регламентирующей все аспекты функционирования железнодорожного транспорта. Набирает обороты сотрудничество с Европейским железнодорожным агентством (ЕЖДА) по линии ЕЖДА - ОСЖД. Кроме того, специалисты ОАО "РЖД" принимают участие в деятельности основных рабочих органов Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. И надо сказать, что ОАО "РЖД" является единственной компанией, уполномоченной правительством РФ представлять интересы государства в ЕЭК ООН и ее вспомогательных органах.

Важным направлением сотрудничества ОАО "РЖД" и ЭСКАТО ООН является подготовка Межправительственного соглашения по транспортно-логистическим комплексам - сухим портам. Участие специалистов компании в разработке и реализации соглашения позволит изучить накопленный в странах АТР опыт по строительству и развитию сухих портов, обеспечить координацию между грузооператорами, а также будет способствовать упрощению трансконтинентальных грузоперевозок и развитию транзитного потенциала российской транспортной системы.

Очень большое внимание уделяется взаимодействию с железнодорожными администрациями стран СНГ и Балтии с колеей 1520 мм. На протяжении уже более 20 лет основной площадкой для этой работы служит Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Приоритет отдается развитию единой системы транспортных связей между государствами - участниками Единого экономического пространства, формируемого на базе Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, и образованию железнодорожными администрациями трех стран Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая должна стать базовым элементом этой системы.

В рамках Совета прорабатываются совместные проекты по организации ускоренного железнодорожного пассажирского сообщения с Латвией (Москва - Рига), Украиной (Москва - Харьков, Москва - Донецк) и Литвой (в направлении Калининградской области). Рассматривается также проект организации скоростного движения пассажирских поездов в сообщении Москва - Минск - Варшава - Берлин. Реализуются проекты по информационному обеспечению международных железнодорожных перевозок, направленные на обеспечение передачи в реальном масштабе времени данных накладной на перевозки экспортно-импортных грузов.

С украинскими, литовскими и белорусской железными дорогами продолжается организация перевозок грузов по безбумажной технологии в приватных вагонах, а также порожних вагонов из России в Украину, Беларусь и обратно. Решается вопрос внедрения электронной цифровой подписи. Ведется подготовка к совместному обмену данными между Россией, Латвией и Эстонией о поездах для предварительного информирования таможенных органов.

- Какой эффект для железнодорожной системы России может, на Ваш взгляд, принести вступление страны в ВТО?

- Присоединение России к ВТО с высокой долей вероятности усилит ее роль во внешнеэкономической системе. При этом перед ОАО "РЖД" это поставит ряд новых важных задач по поддержанию конкурентных позиций железной дороги в сравнении с другими видами транспорта, завершению унификации тарифной политики в области внутригосударственного и международного сообщения, а также согласованной выработке соответствующих шагов по компенсации выпадающих доходов, вызванных тарифной унификацией.

Успех решения этих задач во многом определяется результатами совместной работы с органами государственной власти России и нашими международными партнерами, в первую очередь с железными дорогами стран Европейского союза. Полноценное включение российской железнодорожной отрасли в торгово-экономические рамки ВТО напрямую зависит от эффективного объединения общих усилий и выработки согласованной позиции, а также от снижения нормативных и административных барьеров между железными дорогами.

- Какие основные задачи поставлены в сфере международной деятельности ОАО "РЖД" на 2013 год?

- В нынешнем году перед нами стоит несколько ключевых задач. Прежде всего это укрепление сотрудничества с железнодорожными администрациями Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, в том числе за счет развития транспортно-логистической инфраструктуры в условиях функционирования Таможенного союза, ЕЭП и ЕЭС.

Холдинг "РЖД" намерен расширять географию своего присутствия на международных инфраструктурных рынках, что усилит интеграцию российских железных дорог в мировую транспортную систему. Будет развиваться стратегическое сотрудничество с партнерами из АТР в сфере железнодорожных перевозок, логистики и реализации совместных инвестиционных проектов. Кроме того, есть задача укрепить ведущую роль холдинга в деятельности международных межправительственных и неправительственных организаций, используя в том числе и председательство в МСЖД.

Также отмечу, что с начала года ОАО "РЖД" подписало ряд значимых соглашений и контрактов в международной сфере, которые будут способствовать интеграции национальной сети железных дорог в международную транспортную систему и инновационному развитию компании.послужило бы дополнительным стимулом для операторов в деле обновления парка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер26.07.13Евро-азиатское партнерство