19-07-17 / 2017
Новости отрасли
Один победитель и многие проигравшие

Ксавье Рише, профессор экономики Университета Париж III, Новая Сорбонна (Франция). Строительство новых железнодорожных коридоров позволяет доставлять ресурсы в обход морских перевозок, что ускоряет и удешевляет процесс.

Формирование международных транспортных коридоров (МТК) вызвано многими причинами, среди которых я в первую очередь назвал бы необходимость интенсификации торговых связей между регионами мира. Также в пользу железнодорожных МТК свидетельствует неизбежное ускорение потоков товаров и услуг и связанные с этим угрозы перенасыщения внутренних рынков. Конечно, немалая часть аргументации за новый формат транспортных услуг связана с требованием уменьшения транспортных расходов при перевозке пассажиров и грузов.

Естественно, что вопрос национального суверенитета всегда являлся ключевым фактором экономической кооперации государств, в том числе в таком щепетильном вопросе, как транспортные коридоры. У ответственных чиновников в правительстве всегда возникают сомнения по поводу того, какие права можно передать на межрегиональный уровень и что это принесет самому государству.

Более конкретно данная проблема выражается в дискуссиях о прейскуранте грузовых перевозок и налогообложении транзитных перевозок. В конечном счете все сводится к проблемам безопасности на полигоне МТК и возможности альтернативного (немирного) использования этого геополитического пространства.

Преобладание грузового сегмента в международных транспортных коридорах связано с низкой конкурентоспособностью железнодорожного дальнего сообщения в пассажирских перевозках перед авиацией. Тем не менее нельзя отбрасывать туристическое измерение МТК. Необходимо его развивать, чтобы данная отрасль смогла приносить существенную прибыль (ярким примером тому можно считать туристические потоки по Транссибирской магистрали). Одновременно транспортные ведомства должны добиваться от своих правительств визовой либерализации и ослабления пограничного контроля для пассажирских поездов, чтобы увеличить приток туристов в страну.

Проект "Один пояс – один путь", инициированный китайским правительством, довольно амбициозен, но имеет под собой весомые технико-экономические основания. Новаторские подходы китайских инженеров при строительстве железных дорог, подвижного состава (например, высокоскоростных поездов), огромные финансовые и материальные ресурсы вместе с разумной кредитной политикой приносят ощутимые плоды.

Заинтересованность Китая в данном проекте связана в первую очередь с обеспечением доступа к полезным ископаемым Центрально-Азиатского региона и развитием транспортной инфраструктуры на западных окраинах страны (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Строительство новых стальных магистралей позволяет доставлять ресурсы в обход морских перевозок, что ускоряет и удешевляет процесс. При анализе будущего проекта МТК на среднесрочную перспективу нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, проблема скорости возврата инвестиций и прибыльности проектов. Другой аспект связан с асимметричностью Нового шелкового пути, где страны Центральной Азии неизбежно будут находиться в приоритете внешнеэкономических интересов Китая, что потенциально может ослабить позиции Евразийского союза на данном направлении. Наконец, риторическим вопросом остается для нас то, каким образом Пекин не допустит превращения "Одного пояса" из проекта, выгодного всем, в ситуацию одного победителя и многих проигравших. Время покажет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.07.2017