28-03-12 / 2012
Новости отрасли
Один из самых стабильных для железнодорожников сегмент нефтяных грузов в минувшем году продемонстрировал отрицательную динамику

Нет, провала никакого не было, но на общем фоне даже незначительный минус обращает на себя внимание. При суммарном приросте погрузки относительно 2010 года на 3% нефтеналив ушёл в минус на 1.1%. Таким образом, прогнозы последних лет о том, что углеводороды будут уходить с железной дороги по мере расширения трубопроводной сети, уже сбываются.

Главным событием, повлиявшим на объемы перевозок нефтена-лива на сети РЖД, стал ввод в эксплуатацию нефтепровода Сковордино - Дацин (Китай). В 2011 году в эту трубу ушло порядка 9 млн тонн нефти, ранее перевозившихся железной дорогой. И этой потери не компенсировала даже рекордная за последние 20 лет добыча черного золота: по данным Минэнерго, в прошлом году было извлечено 511,3 млн тонн нефти и газового конденсата, что выше результата 2010 года на 1,2%.

Из них 254,2 млн тонн (+2,3% к 2010 году) переработали российские НПЗ. Экспортные поставки снизились и составили 241,8 млн тонн, или 98,7% от уровня прошлого года. При этом увеличение объемов переработки не привело к росту производства основных нефтепродуктов. По итогам 2011 года отечественные НПЗ выдали 36,2 млн тонн автобензинов, что всего на 0,5% больше, чем в предыдущем, 9 млн тонн авиакеросина (+0,3%), 70,4 млн тонн топочного мазута (+0,9%), а выпуск дизельного топлива и вовсе снизился...

Падение по дизтопливу автоматически сказалось и на его экспорте. По итогам 2011 года, по оценкам аналитиков, его продажи за рубеж сократились на 5,1 % - до 35,8 млн тонн. По остальной товарной продукции наблюдался рост: мазута экспортировано 63,7 млн тонн (+5,8), автобензинов - 4,1 млн тонн (+23%).

Выручил мазут

Железнодорожные перевозки нефти в 2011 году отметились не только снижением объемов, но и перераспределением в пользу внутреннего рынка. Традиционно в транспортировке углеводородного сырья железная дорога занимает порядка 10% - остальное обеспечивают трубопроводы. Что касается продуктов переработки, то более-менее заметную роль система "Транснефтепродукта" играет только в транспортировке дизельного топлива, забирая примерно половину объемов. По остальным видам топлива первенство по праву принадлежит стальным магистралям. Так, по сети РЖД доставляется потребителям 80% мазута и почти весь бензин. По данным ЦФТО, в прошлом году в общем объеме наливной номенклатуры на сырую нефть пришлось 18%, или 45 млн тонн. Уменьшение погрузки по нефтепродуктам составило примерно 300 тыс. тонн, итог по году - 205 млн тонн.

В течение года снижение происходило неравномерно и в основном пришлось на вторую его половину. В первые два месяца погрузка, напротив, демонстрировала положительную динамику. В марте и апреле были зафиксированы потери относительно аналогичных периодов в размере 0,5 млн тонн по каждому месяцу. Май-июль, хотя и с разницей в пределах 100-600 тыс. тонн, были отмечены ростом, а с августа с железной дороги стало уходить до 1,2 млн тонн нефте-грузов в месяц. Правда, в ноябре-декабре ситуация стабилизировалась, и погрузка осталась практически на уровне показателей 2010 года.

Распределение погрузки по регионам не претерпело серьезных изменений. Значительный поток нефтегрузов формирует Куйбышевская железная дорога, на долю которой приходится 15% от всех отправок Московский и Северный филиалы РЖД обеспечивают по 7%. А вот еще одна традиционная нефтяная магистраль - Свердловская - на фоне общего снижения показала рост, погрузив на 29 млн тонн больше (+7,1%). Успех был достигнут благодаря увеличению производства в Тюменской области.

Самую значительную отрицательную динамику показал экспорт, снизившись относительно 2010 года с 131,3 млн тонн до 123,6 млн тонн (-5,8%). Какую долю в отправленной за рубеж продукции составляет нефть, перевозчик не уточняет, но, судя по всему, в основе обозначенной разницы лежит именно сырье. Итоговые показатели по экспорту удалось скорректировать ростом по нефтепродуктам и, в первую очередь, по мазуту, отправки которого за рубеж железнодорожным транспортом, по данным отраслевого эксперта Филиппа Никонова, увеличились почти на 3,5 млн тонн. В целом по нефтегрузам от более серьезного падения спасло также увеличение погрузки во внутрироссийском сообщении до 126,3 млн тонн, что на 4% больше, чем в предыдущем году.

Операторы

Железнодорожные перевозки нефтеналива примерно на 85% осуществляются силами шести крупных операторских компаний: ОАО "Первая грузовая компания", ООО "Трансойл", ООО "ЛУКОЙЛ-трано", Global-trans, ЗАО "НефтеТрансСервис", ООО "ТЭК "Евротранс". Прошлый год для операторов нефтеналива оказался непростым - усилившаяся конкуренция потребовала более тонкого маркетинга. И хотя рынок не претерпел какого-либо значительного передела (вместе с аукционом по продаже 75% ПГК он перенесся на самый конец прошлого года), динамика работы компаний оказалась весьма различной.

Обладающая самой высокой долей на рынке нефтегрузов, ПГК по сравнению с 2010 годом потеряла 8% объемов и завершила год с результатом 67,6 млн тонн. В том числе сырой нефти и конденсата компания перевезла 8,8 млн тонн, дизтоплива - 27,7 млн тонн, мазута - 12,8 млн тонн, бензина - 12,2млнтонн. В силу сокращения в целом по нефтеналиву уменьшилась и экспортная составляющая, которая заняла примерно 26% в общем объеме перевозок по данной номенклатуре.

Отрицательную динамику в ПГК объяснили уменьшением парка, находящегося в самостоятельном оперировании: более 7 тыс. из 48,2 тыс. цистерн в прошлом году было передано в аренду. В то же время в ПГК отмечают, что рост эффективности использования оставшегося подвижного состава предупредил более серьезные потери. Так, если размер парка в оперировании ПГК уменьшился на 14%, то сокращение объемов перевозок составило лишь указанные 8%.

"Трансойл", в управлении которого на конец года находилось 29 тыс. цистерн, также снизил результаты. Если в 2010 году компания перевезла порядка 59 млн тонн углеводородов, то в прошлом году, в связи с завершением контракта с "Роснефтью" на перевозки нефти в КНР со станции Зуй, объем транспортировки уменьшился на 9,8%. В том числе доля нефти в структуре грузов "Трансой-ла" сократилась с 23% - до 11 %. Уход сырьевой продукции частично был замещен ростом перевозок мазута на 18% (до 28,2 млн тонн). Бензин и дизтопливо также показали незначительный рост - как сообщили в "Трансойле", на 1,5% и 4,2% соответственно.

Компания "НефтеТрансСервис", в структуре перевозимых грузов которой нефтеналив занимает почти треть, завершила год с приростом объемов на 8% (до 26 млн тонн). Больше половины объемов "Нефте-ТрансСервиса" составляет сырая нефть. На своих полигонах оператор также отметил тенденцию к росту перевозок нефтепродуктов по сравнению с 2010 годом, но в незначительном объеме.

Компания "ТЭК "Евротранс", в чьем распоряжении примерно 18 тыс. собственных и арендованных цистерн, улучшила свои результаты на четверть, до 15,5 млн тонн. При этом доля сырой нефти в объеме не-фтеперевозок составила 4%, снизившись на один процентный пункт по сравнению с предыдущим годом, а удельный вес экспорта уменьшился с 36% в 2010 году до 34%. Однако в абсолютных цифрах перевозки за рубеж выросли с 4,5 млн до 5,3 млн тонн.

Морским маршрутом

Экспортные потоки нефтегрузов на железной дороге традиционно тяготеют к портам. В адрес припортовых станций в прошлом году погружено 81,7 млн тонн. На погранпереходы ушло почти в два раза меньше - 42 млн тонн. Причем погрузка в сторону морских гаваней отличалась большей равномерностью и ежемесячно составляла от 6,1 млн до 7,2 тонн. Колебания отправок на погранпереходы носили более резкий характер. К примеру, в январе было погружено 4,6 млн тонн, а в сентябре лишь 2,5 млн тонн.

По данным ЦФТО, основными российскими портами экспорта нефтеналивных грузов с железной дороги остались Козьмино и Высоцк. Первый перевалил 15,2 млн тонн сырой нефти, что почти на 1% меньше, чем в предыдущем году. По нефтепродуктам спецморнефтепорт показал рост на 0,6% - до 527 тыс. тонн. Высоцк, как следует из материалов ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт "Санкт-Петербург", в 2011 году снизил перевалку нефтепродуктов на 18%, до 10,2 млн тонн.

В числе лидеров морской перевалки колесного налива остаются также Новороссийский морской торговый порт и Таллин. При этом если железнодорожный подвоз налива к черноморскому порту играет далеко не первую роль, то в эстонскую гавань российские углеводороды следуют исключительно по стальным магистралям. Перевалка нефтепродуктов в порту Таллин составила, по экспертным оценкам, около 13 млн тонн.

Подводя итоги 2011 года, группа "НМТП" (помимо Новороссийского МТП включает порт Приморск), в порты которой нефть доставляется в значительной степени трубопроводами, сообщила о перевалке 113,4 млн тонн сырой нефти, что практически соответствует показателю 2010 года (снижение на 0,4%). При этом на долю Приморска пришлось более 70 млн тонн.

Ростом нефтеналива на 5%, до 13,4 млн тонн, завершил прошлый год Туапсинский морской торговый порт. Перевалка нефтепродуктов в Санкт-Петербурге снизилась на 4% - до 15,7 млн тонн. В Уеть-Луге на терминале ОАО "Роснефтьбункер" в прошлом году было обработано 6,5 млн тонн, 5,5 млн тонн нефтепродуктов в прошлом году перевалил порт Находка.

Что год текущий нам готовит?

Говоря о ближайшем будущем, можно отметить, что совсем скоро ожидается перенесенный с конца прошлого года запуск нефтепровода БТС-2, а значит, по итогам года усть-лужский терминал покажет значительный прирост перевалки. Кроме того, роста показателей следует ожидать в Приморске - именно сюда будет переключена часть объемов, отправлявшихся ранее на экспорт через Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). Увы, к этому росту железнодорожники не будут иметь ни малейшего отношения.

Впрочем, некоторые перспективы для колесного налива все же остаются. Так, ожидается ввод нефтеналивного терминала ООО "ОТЕКО-Терминал" в Тамани, принявшего в прошлом году первые партии сжиженного газа. По словам коммерческого директора ЗАО "ОТЭКО" Максима Корнеева, с конца марта порт начнет принимать коммерческие партии нефти и СУГ, а начало перевалки мазута намечено на лето. При условии стабильной ритмичной поставки по железной дороге компания "ОТЭКО>> в этом году планирует выйти на 8 млн тонн нефти. С выходом на проектную мощность намечается отгружать по 350-400 тыс. тонн мазута в месяц. Вице-президент РЖД по коммерческой деятельности Салман Бабаев на вопрос "Транспорта" относительно способности железнодорожной инфраструктуры пропустить такой объем в весьма напряженном южном направлении уверил, что с подвозом кТамани, в отличие от порта Туапсе, проблем не возникнет. По словам Бабаева, проблемы есть, но модернизация пути в данном районе позволит перевезти этот объем груза.

Кроме того, железнодорожники, прогнозируя объемы на ближайшую перспективу, рассчитывают на наращивание мощностей переработки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.03.12Отлив нефтеналива